Связь сокращает расстояния!


Российские операторы опоздали с глобализацией
Тема: Аналитика Дата:  3.3.07

Российский рынок сотовой связи фактически насыщен, его развитие замедлилось. Операторы подумывают о новых свершениях, о выходе в другие регионы. Но даже в Азии и Африке "мобильная" ниша занята. "Глобальная экспансия" на мировую арену вряд ли будет победоносной.

Несмотря на высказываемое ранее мнение аналитиков о замедлении темпов роста сотового рынка России, 2006-й год закончился на хорошей ноте. Финансово-экономические показатели компаний продолжили хотя и не взрывной, но значительный рост. Но, хотя абоненты покупают по второй (а кто-то и по третьей SIM-карте), а число пользователей сотовой связи в столичном регионе превысило 100%, эксперты уже который год твердят о необходимости выхода операторов на новые рынки.

За последние несколько лет российские операторы успели освоить страны СНГ, но легкость и спонтанность, с которой они выходили на эти рынки в начале века, сменяется настороженностью, неопределенностью, а порой и спорами скандального характера. В этом пространстве становится слишком тесно. События в Киргизии, где продолжается спор между таинственным "Резервспецметом", продавшим тут же купленные активы компании Sky Mobile, и МТС за права обладания местным оператором связи, указывают на то, что теплых мест под солнцем в постсоветском пространстве уже практически не осталось.

Cотовый рынок Вьетнама, несмотря на наличие четырех игроков, всe еще находится в зачаточном состоянии
Cотовый рынок Вьетнама, несмотря на наличие четырех игроков, всe еще находится в зачаточном состоянии

Казалось бы, следующим логичным шагом в попытках продолжения экспансии станут развивающиеся страны Азии и Африки. Но самые последния события скорее говорят о другой тенденции.

Увлеченный экспансией

Неожиданным событием для телекома России стала досрочная отставка президента МТС Василия Сидорова. Аналитики ставили ему в вину утерю контроля над финансовыми показателями из-за чрезмерного "увлечения" зарубежными приобретениями. Новый руководитель занял жесткую позицию, резко ограничив масштабы вливаний в инфраструктуру сетей и сокращая управленческий персонал. Первой из жертв стал "новомодный японец" i-mode. Проект, которому многие обещали успех в области доходов от неголосового трафика, умер после короткой рекламной кампании. И краткосрочные результаты жестких мер не заставили себя ждать – капитализация МТС в конце прошлого года достигла небывалых высот. Однако вопрос "Что дальше?" по-прежнему стоит на повестке дня.

Ведь было бы несколько странно утверждать о "чрезмерной" экспансии МТС в другие страны в период руководства компанией г-ном Сидоровым. Дальше просторов СНГ компания не продвинулась, а в турецком и египетском тендерах не смогла предложить решающую цену. Ничем не закончились давно озвучиваемые планы владельца МТС – холдинга "Система" – выйти на индийский рынок. В прошлом году появился слух об изменении курса – попытках договориться о приобретении части акций немецкого оператора Deutsche Telekom. Однако данная идея не встретила поддержки у правительства Германии.

Гораздо скромнее выглядел другой участник отечественной "большой тройки" – "Мегафон". Тлеющий конфликт акционеров явно не дает компании развернуться в более полную силу. Не действуя напрямую, а используя партнерские проекты, компания запустила или планирует к запуску небольшие сети в нескольких странах СНГ.

Соблазнительная Азия

Практически сенсационными выглядели события, связанные с другим участником "большой тройки" – холдингом "Альфа-Групп". Не так давно президент "Альфа-Банка" П. Авен заявил о планах по созданию крупнейшей телекоммуникационной компании страны. Это озадачило многих, но не внесло никакой ясности. Вспомнилось интервью газете Financial Times, данное пару лет назад главой "Альфа-Групп" М.Фридманом, где он говорил о планах по созданию глобального телекоммуникационного холдинга, однако с тех пор особо ничего примечательного так и не произошло.

Но в этот раз ситуация стала развиваться. В ноябре-декабре прошлого года управляющая телекоммуникационными активами "Альфа-Групп" компания Altimo заявила о планах по выходу на рынки Вьетнама и Индонезии, с открытием своих представительств в этих странах. Объявления совпали с двумя другими государственными событиями – визитом президента РФ В. В. Путина во Вьетнам и визитом президента Индонезии Юдойоно в Россию.

Выход на рынки стран с совокупным населением, почти вдвое превышающим число жителей России – это серьезная заявка на приобретение статуса крупного международного игрока. Ведь именно Азии (а затем и Африке) предстоит сыграть роль локомотива отрасли в этом и следующем десятилетиях. Но не все так безоблачно.

Во Вьетнаме в будущем году намечается приватизация двух государственных операторов. К этому процессу уже давно проявляют интерес крупные международные игроки. При этом надо иметь в виду, что экономика страны по темпу роста обещает обогнать китайскую, а сотовый рынок, несмотря на наличие четырех игроков, всe еще находится в зачаточном состоянии. Совокупность этих факторов сулит инвестору несомненный успех, но только при условии, что правительство страны выполнит свои обещания, а также не попросит за имеющиеся в его распоряжении активы чрезмерной цены. Пока же приватизация неоднократно переносились, даже примерные ее условия неизвестны, а недавний коррупционный скандал в Министерстве транспорта и связи Вьетнама может отодвинуть ожидаемое еще на неопределенный период. Между тем, другие участники рынка в регионе уже много лет держат руку непосредственно на пульсе, напрямую участвуя в его деятельности через утверждаемые государством краткосрочные партнерства (Comviq, Hutchinson) или досрочно открыв представительства, налаживая связи и изучая специфику (Telenor).

Индонезийский рынок гораздо более противоречив, несмотря на сходные объемы. Крупнейший в свое время экспортер нефти в Азии ныне вынужден частенько импортировать. Экономика пробуксовывает, безработица определяется фантастическими цифрами, а политической стабильности по-прежнему угрожает радикальный исламизм и межконфессиональные противоречия. И хотя "пациент скорее жив, чем мертв", подобно соседним Филиппинам, а рынок насыщен не более, чем 50%, он уже достаточно освоен различными игроками, и дальнейшее его развитие будет сопряжено не только с трудностями дальнейшего строительства сетей в труднодоступных и опасных районах, но и с рисками существенного уменьшения и без того небольшой доходности.

Внешняя политика China Mobile, набрав размах, угрожает перерасти в настоящую экспансию
Внешняя политика China Mobile, набрав размах, угрожает перерасти в настоящую экспансию

На сегодняшний день только Hutchinson, Telenor и сингапурский SingTel смогли последовательно в течение почти десятилетия реализовать свою стратегию развития на рынке азиатско-тихоокеанского региона. Многие из европейских компаний, включая упомянутый выше Deutsche Telekom, так и не смогли занять здесь свою нишу, распродав активы. Даже SingTel, опирающийся на поддержку сингапурского правительства, не всегда застрахован от ошибок. Покупка крупнейшего тайского оператора AIS привела к такому катаклизму, как государственный переворот в Таиланде. В результате полученные активы оказались под большим вопросом.

Есть ли шанс?

Итак, ни один из операторов "большой тройки" за прошедший год так и смог закрепиться в каком-нибудь далеком уголке планеты, подкрепив делами свои амбициозные планы. Стоит ли надеяться на прогресс в этой сфере? Вряд ли. Время уже упущено. Если старые лидеры, вроде Vodafone или Hutchinson сдерживают свои притязания, то их место занимают не менее амбициозные "новички". Например, тендер на египетскую лицензию показал, что операторы стран Персидского Залива готовы платить любую цену за активы в развивающихся странах. Устрашают переговоры люксембургской Millicom с China Mobile, имеющим финансовые ресурсы и поддержку китайского правительства, о приобретении активов, а также совсем недавнее приобретение восточным оператором Paktel. Внешняя политика China Mobile, набрав размах, угрожает перерасти в настоящую экспансию.

В свое время рынок уже сталкивался с подобной тенденцией. Агрессивные приобретения японского оператора NTT DoCoMo (кстати, тоже контролируемого правительством) в результате окончились крахом. Но если наши операторы рассчитывают на дальнейшее международное развитие, борьба с подобными конкурентами будет делом нелегким.

Довольно оптимистично высказался на эту тему президент АФК "Система" Александр Гончарук, закладывая не более 2-3 лет на реализацию слияния с крупным оператором, причем это может быть как западная, так и азиатская компания. Будем надеяться, что эти годы действительно есть в запасе.

Развитие технологий также обещает существенно трансформировать телекоммуникационную отрасль. Проникновение во все сферы жизни и, в первую очередь, в телеком, технологий, связанных с интернетом, трансформирует бизнес-модели. Выращенные в относительно тепличных условиях российского рынка отечественные бизнесмены обладают огромными амбициями по расширению сфер своей деятельности. Однако работа в глобальной экономике требует не только капитала и административных ресурсов. Необходимы глубокие знания местной специфики не только для учета особенностей внутриполитической и экономической жизни, но и для разработки эффективных моделей ведения бизнеса. В свою очередь, в высокотехнологической сфере это должно приводить к выбору (или созданию) наиболее оптимальных технических решений. Именно недооценка местной специфики сравнительно недавно вынудила мирового гиганта сотовой связи Vodafone покинуть достаточно доходный японский рынок, на котором компания регулярно испытывала одни лишь убытки.

Предлагая сотрудничество какой-нибудь компании, необходимо иметь хоть какое-то преимущество перед партнером. Так, например, неслучаен недавний альянс китайского оператора China Unicom c корейским SK Telecom. Именно уникальный технологический опыт корейцев в развитии сети стандарта CDMA2000 стал работать, в отличие от GSM, пробуксовывающего на рынке Китая.

Поэтому закономерно задать вопрос: а что могут предложить наши операторы своим партнерам? Пока можно только говорить о возможности выхода на жестко регулируемый и практически насыщенный рынок с невысокой доходностью. В технологическом плане наши операторы частично отстают, поскольку своей собственной бизнес-модели. Особенно это заметно в отрасли неголосовых услуг связи. Также сказывается отсутствие опыта работы в сетях третьего поколения. Доходы также незначительны по сравнению с мировыми конгломератами.

Итак, время поджимает, а обещания так и не выполнены. По всей видимости, следует ожидать сохранения текущего "статус кво". Российские операторы сохранят контроль на рынках России и стран СНГ. Развитие сетей третьего поколения позволит получить дополнительные точки роста. Однако если "экспансия" за рубеж и состоится, то будет иметь эпизодический характер и вряд ли увенчается успехом.

Алексей Синчуков / CNews - http://telecom.cnews.ru/reviews/index.shtml?2007/02/27/237819






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=960