Связь сокращает расстояния!


Российский таксофон: прошлое, настоящее, будущее
Тема: История проводной связи Дата:  12.3.04

Таксофонной сети страны исполнилось 100 лет

 

  Определить дату появления в нашей стране таксофона помогла публикация в газете «Рус­ский листок». В номере 177 этого издания от 30 июня 1903 года сообщалось: «В Ораниенбау­ме, в почтовой телеграфной конторе, открыта для всеобщего пользования переговорная станция с автоматическим телефонным аппаратом, действующим при опускании в него 15-копеечной серебряной монеты. Плата за вызов желаемого абонента 15 копеек и за 3 минуты переговоров с ним также 15 коп. Если просимый абонент занят, при нажимании особой кнопки опущенная в аппарат монета выпадает обратно».

  Вряд ли задумывались первые абоненты о том, какая долгая жизнь уготована этому устрой­ству и как далеко спустя годы продвинется аппарат в своих возможностях.

Прошлое....

Первый таксофон был представлен в 1890 году на Всемирной выставке в Париже. В том же году в американском городе Харт­форде установили общественный теле­фон, плату за пользование которым соби­рал контролер.

Создателем телефона-автомата принято считать жителя американского штата Кон­нектикут Уильяма Грея. Когда в 1889 году у него заболела жена, будущий изобрета­тель потратил немало сил и времени на то, чтобы вызвать врача. Грею пришлось уп­рашивать местного владельца телефонно­го аппарата разрешить ему сделать столь необходимый звонок. Не многие жители США в то время могли позволить себе до­машний телефон.

Проблему оперативного доступа к теле­фонной связи пытались как-то решить. В ряде городов амери­канского   континента еще в  70-е годы XIX века открыли платные телефонные станции. Внедряли также беспроигрыш­ный способ расчета с абонентами: дежур­ный телефонной службы сопровождал клиента до телефонной кабинки, соеди­нял с нужным номером и запирал, до тех пор пока не получит необходимую сумму в счет оплаты. Таким несовершенным сер­вис в области связи оставался многие го­ды, пока Грей не поставил перед собой цель создать телефон, который смог бы выполнять функции кассира.

Первоначальный вариант устройства, пред­ложенного изобретателем, был лишь прообразом известного во всем мире таксо­фонного аппарата. Нелишенный недостат­ков аппарат необходимо было совершенст­вовать. Но это не смущало изобретателя. В 1891 году Грей учредил собственную теле­фонную компанию, неустанно трудился, при этом не забывал своевременно получать па­тенты на свои изобретения. Открытое им дело оказалось весьма прибыльным: число телефонов-аппаратов в стране стремитель­но увеличивалось.

Неотъемлемая часть таксофона — кабина, или телефонная будка, которая, кстати, появилась намного раньше телефона-ав­томата. Соорудил ее ученый Т. Уотсон, помогавший Г. Беллу, создателю телефона, проводить эксперименты. В 1883 году Уотсон представил телефонную будку из натурального дерева. Каби­на для разговора по телефону

была оборудована вентиля­тором и подставкой, на которой     размещалась чернильница с пером.

В начале XX века первые теле­фонные автоматы появились в Москве и Санкт-Петербурге. В 1909 году 17 таксофонов были установлены за преде­лами российской столицы. Таксофонный парк России быстро увеличивался. В кон­це 30-х годов XIX века было принято решение об установке специальных комп­лектов для подключения телефонов-авто­матов (назывались эти комплекты таксо­фонными пятисотками). В 1938 году в Мо­скве открылся первый таксофонный переговорный пункт общего пользования. К началу Второй мировой войны в распо­ряжении москвичей было около 3 тыс. те­лефонов-автоматов, сегодня — свыше 20 тыс.

Также успешно в первой трети прошлого столетия таксофонная сеть развивалась и в Северной российской столице. Однако после блокады потребовались огромные усилия, чтобы возродить таксофонное де­ло в городе на Неве. «Золотым временем» таксофонов питерские связисты называют 80-е годы прошлого века, когда в Петербурге эксплуатировалось свыше 10 тыс. телефонов-автоматов. Сегодня их около трех тысяч.

 

...настоящее...

Сегодня таксофонному парку России тре­буется коренная реконструкция. Пять лет назад отраслевое ведомство (Госкомсвязи РФ) разработало «Концепцию примене­ния таксофонного оборудования на теле­фонной сети общего пользования Рос­сии», заложившую основы внедрения еди­ной таксофонной карты. В 1998 году на Северо-Западе страны была создана опыт­ная зона региональной таксофонной сис­темы. Успешные действия по реализации проекта способствовали тому, что в 2000 году ОАО «Связьинвест» и ЗАО «Санкт-Пе­тербургские таксофоны» учредили откры­тое акционерное общество «Националь­ная таксофонная сеть». Основные направ­ления деятельности НТС — исследование таксофонного бизнеса в стране, совер­шенствование стратегии его развития.

В 2001 году межведомственная комиссия РФ по интеллектуальным картам утверди­ла Концепцию единой таксофонной карты России (ЕТК). Для того чтобы обеспечить прием ЕТК на территории страны, требует­ся замена и модернизация таксофонного оборудования.

В феврале 2002 года были разработаны и направлены региональным операторам «Рекомендации по техническому перевоо­ружению существующего таксофонного парка операторов электросвязи», содержащие перечень таксофонного оборудо­вания, рекомендуемого к использованию на сети электросвязи. При этом была по­ставлена задача, обеспечить прием единой таксофонной карты к концу 2002 года не менее 5% таксофонного парка оператора электросвязи.

По инициативе Минсвязи России и ОАО «Связьинвест» в конце января 2003 года в Санкт-Петербурге состоялось совещание «Внедрение современных таксофонных систем и межоператорских расчетов с ис­пользованием единой таксофонной кар­ты». Его участники подчеркивали, что пре­доставление услуг таксофонной сети — одно из направлений телекоммуникаци­онного бизнеса, успешное развитие кото­рого напрямую зависит от модернизации парка оборудования, эффективности ин­вестиций, совершенствования законода­тельной базы, реформирования структуры управления российских операторов, про­изводителей и поставщиков решений для таксофонных комплексов.

В конце июня в Санкт-Петербурге прошла конференция «Таксофон вчера, сегодня, завтра», посвященная 100-летию первого российского таксофона. В ее работе при­няли участие представители Министерст­ва РФ по связи и информатизации, Ассо­циации таксофонных операторов, холдин­га «Связьинвест», телекоммуникационных предприятий из многих регионов России. К юбилею российского таксофона компа­ния «Национальная таксофонная сеть» выпустила специальную таксофонную карту, которая была вручена каждому уча­стнику конференции. Программой празд­ничных мероприятий в городе на Неве было предусмотрено посещение участни­ками конференции Ораниенбаума и передача администрации города мемориаль­ной доски, посвященной юбилейной дате, для последующей ее установки.

Каково сегодня состояние таксофонных сетей России?

На начало 2003 года таксофонный парк страны насчитывал 206 тыс. таксофонных аппаратов, в том числе 148 тыс. таксофо­нов местной связи, 16 тыс. междугород­ных и 42 тыс. универсальных. На каждую тысячу россиян приходилось полтора так­софона (в Бразилии — 6,5, США — 6,2, Японии — 6, Китае — 3). По данным статотчетности, на сети ОАО «Связьинвест» эксплуатируется 172 623 таксофона, из них с карточной системой оплаты 107 831 аппарат.

Федеральная программа по установке универсальных таксофонов в малонасе­ленных пунктах РФ утверждена в конце 2002 года. Предстоит телефонизировать более 50 тыс. населенных пунктов России. По мнению генерального директора ОАО «Национальная таксофонная сеть» Анато­лия Афанасьева, на проведение этих ра­бот потребуется 3—4 года. НТС уже за­ключила соответствующие договоры с региональными операторами связи, которые будут выполнять работы по телефониза­ции. Универсальные таксофоны могут быть подключены посредством любой связи, в частности, проводной, спутнико­вой, сотовой, радио.

 

.. .будущее

Согласно планам «Связьинвеста», если к концу 2003 года не менее 30% всех телефонов-автоматов страны будут принимать единую карту для оплаты услуг связи, то к концу следующего года эта цифра возрас­тет до 60%.

В соответствии с новой редакцией Зако­на «О связи» оказание универсальных услуг связи будет гарантировано всем гражданам России. В каждом населен­ном пункте должен быть установлен как минимум один таксофон, предоставляю­щий доступ к местной, междугородной и международной связи, а также бесплат­ный доступ к экстренным службам. В по­селках с населением не менее 500 чело­век будет организован пункт коллектив­ного доступа.

Самые совершенные таксофонные аппа­раты обеспечивают сегодня возможность отправки факса и выхода в Интернет. В ряде стран таксофон, а точнее специализированный компьютер, предлагает кли­ентам широкий спектр мультимедийных услуг. Оплатить доступ к таксофонной се­ти можно с помощью многофункциональ­ных кредитных карт. В Японии, например, владелец подобной карты оплачивает так­же различную справочную информацию, проезд по железной дороге и т. д. British Telecommunications планирует в ближай­шее время оснастить работающие в Лон­доне web-таксофоны Neptune-800 функ­цией передачи видео. В качестве экспери­мента десять лондонских терминалов будут снабжены функциями передачи фо­тографий и видео по e-mail. Видеоприло­жения, установленные в тестовые киоски, позволяют пользователям записывать и посылать по e-mail до 30 секунд видео со звуком и фотографии.

           Современные спутниковые системы могут обеспечить наличие услуг таксофонной сети и в труднодоступных районах страны. ЗАО «ГлобалТел» продемонстрировало недавно возможности универсального так­софона в комплекте с абонентским терми­налом GS. Оператор «СахаТелеком» при­ступил к телефонизации удаленных и труднодоступных населенных пунктов ре­гиона с использованием предложенного решения.

Источник: Корпоративное издание "Связь Инвест"   №7, июль/2003






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=69