Связь сокращает расстояния!


Нижегородской телефонной сети – 120 лет (1886 – 2006)
Тема: История связи Н.Н. Дата:  1.2.06

Нижегородская ГТС – не только одна из самых крупных  в России ( она - третья по размерам после телефонных сетей Москвы и Санкт-Петербурга), но и одна из старейших городских телефонных станций страны. В декабре 2005 года НГТС исполняется 120 лет – возраст, безусловно, внушающий почтение и уважение! За эти годы телефонная сеть Н.Новгорода выросла до гигантских размеров, превратившись в высокотехнологичную структуру, нацеленную исключительно на самые современные требования обеспечения населения различными видами качественной электросвязи. А чтобы лучше понять,знать какой непростой путь в  своем развитии прошла НГТС, обратимся к истории.

Начало

2 января 1885 года начальнику ГУПиТ Министерства внутренних дел Российской империи Н.А. Безаку было направлено ходатайство за подписями председателя Нижегородского биржевого комитета М.И. Шипова и трех биржевых старшин об устройстве телефона в Н.Новгороде. Узнав на собственной практике все удобства только что появившейся телефонной связи, нижегородские предприниматели задумали развивать ее и далее. Биржевики явно рассчитывали на содействие своего бывшего губернатора Безака. Но и новый начальник губернии генерал-майор Н.М. Баранов тоже принял деятельное участие в лоббировании задуманного мероприятия, обратившись 19 января 1885 года к начальнику ГУПиТ с просьбой не отказать во внимании к ходатайству Биржевого комитета.

Но, несмотря на явное понимание необходимости обеспечения Н.Новгорода телефоном в ГУПиТ, нижегородским биржевикам, явно рассчитывающим на положительный ответ, было временно отказано. Причиной явилась неуверенность Государственного совета в прибыльности подобного проекта для казны. Нижегородцам было предложено подождать вплоть до выяснения предполагаемого опыта подобного мероприятия организованного распоряжением правительства пока только в одном городе – в Киеве.

И тогда в этой ситуации на помощь нижегородцам пришел вышедший в отставку, бывший начальник Нижегородской центральной телеграфной станции коллежский советник К.Д. Гейнце. Свой богатый опыт электросвязиста государства Российского Карл Давидович решил применить на совершенно новом для него поприще – устройстве и эксплуатации «говорящего телеграфа».

 

Контракт на 20 лет

16 мая 1885 года Гейнце подал нижегородскому губернатору Баранову ставшую исторической для всей телефонной связи Н.Новгорода докладную записку, в которой предлагал принять на себя устройство и эксплуатацию телефонных сообщений в городе Н.Новгород сроком на 20 лет.  Причем, по словам Гейнце, по истечению этого срока телефонная сеть безвозмездно поступала во владение правительства.

25 декабря этого же года состоялся пуск в эксплуатацию первой телефонной станции емкостью 50 номеров. А в качестве помещения, в котором располагалась первая Центральная телефонная станция, был выбран доходный дом Н.Е. Стогова по Жуковской (сейчас Минина) улице, откуда и началась первая в Н.Новгороде линия телефонного сообщения общего пользования.

На начало 1886 года численность абонентов нижегородской телефонной сети составляло 25 человек, что составляло 0,8 % от общего числа абонентов Российской империи на тот момент.

Установленные у первых абонентов телефонные аппараты состояли из вызывного индукционного системы Гилеланда, телефона системы Белла и микрофона системы Блека.

Первоначальный штат телефонной службы был немногочисленным, но, несмотря на это, количество абонентов сети увеличивалось и  к 1 марта 1886 года составило 40.

В 1894 году была установлена вторая телефонная станция, на этот раз уже в заречной части города на 200 абонентов. А к началу 20 века емкость нижегородской телефонной сети насчитывала уже 444 абонента.

 

«Свой» при любой власти

Телефон вошел в жизнь нижегородцев как верный и надежный помощник. Начав свою историю под чужим именем («говорящий телеграф»), новый вид электросвязи быстро завоевал собственное имя. Теперь это был просто телефон.

1910 год стал во многом знаковым в истории развития телефонной сети Н.Новгорода. В этот год свое местоположение сменила Центральная телефонная станция. Теперь, согласно проекта переустройства Нижегородской телефонной сети, разработанного профессором Петербургского электротехнического института П.Д. Войнаровским по просьбе городской управы, она размещалась на территории Нижегородского кремля в здании бывшего пожарного депо. В проекте было так же предусмотрено полное переустройство кабельного хозяйства с воздушных линий в подземные магистрали.

В этом же году к городской сети был присоединен междугородный телефон акционерного общества «Телефон» для сообщения с городами Москва, Владимир, Новки, Вязники, Шуя, Иваново-Вознесенск. К этому времени количество абонентов насчитывало 948.

1914 год – 1481 абонент.

1917 год – монтированная ёмкость центральной станции составляет 2250 номеров.

Произошедшая в октябре 1917 года социалистическая революция отдала судьбу и дальнейшее развитие телефонной связи Нижнего Новгорода в новые руки.  Но царивший в те смутные времена повсеместный хаос и отсутствие стабильности не помешали связистам продолжать начатое дело обеспечения нижегородцев телефонной связью и вводить в эксплуатацию все больше абонентских точек.  Именно благодаря их усилиям за первые 14 лет советской власти количество абонентов нижегородской городской телефонной сети увеличилось более чем в два раза, а помимо уже существующих центральной и заречной телефонных станций были запущены в работу канавинская станция на 960 номеров и сормовская станция на 200 номеров. 

 

Автоматика на смену телефонистке

Все это растущее с каждым годом число абонентов по-прежнему обслуживалось вручную телефонистками, которым приходилось соединять звонящего с вызываемым им номером. Ситуация изменилась в 1929 году, когда в Н.Новгород из Ростова-на Дону, где начала функционировать первая в СССР автоматическая телефонная станция (АТС), были привезены четыре коммутатора местной батареи по 450 номеров каждый. Связисты установили их на Центральной телефонной станции. На следующий год нижегородцы дополнительно получили еще 1800 номеров.  Спустя год после этого в Нижнем Новгороде был открыт техникум связи.

В 1931 году генеральным планом развития для Нижнего Новгорода было предусмотрено строительство на площади 1 мая (сейчас площадь Горького) Дома Связи, здания, которому предстояло стать центром нагрузки будущей автоматической телефонной станции в нагорной части города.  Спустя четыре года Дом Связи смог обеспечить новыми телефонными номерами 6000 горожан, а еще через год произошла полная замена ручных телефонных станций  автоматическими.

С началом Великой Отечественной войны повседневная жизнь коллектива Горьковской городской телефонной сети (ГТС) стала быстро перестраиваться на военный лад.  Коллективу ГТС, руководимому И.М.Ивановым и главным инженером А.Н.Наченским, пришлось очень трудно: обстановка военного времени требовала скорейшего ремонта и развития телефонной сети, совершенствования средств связи, их технического оснащения. Среди первоочередных задач была и военная учеба сотрудников, но главное – необходимость срочно найти замену ушедшим на фронт. Многие вакантные места заняли женщины, начавшие осваивать связистские профессии.

Впервые в годы войны к правительственной награде были представлены горьковские связисты.

После окончания ВОВ горьковские связисты, как и вся страна в тот период, занималась срочным восстановлением разрушенных и поврежденных коммуникаций, не забывая при этом о строительстве новых, более лучших. ГТС старалась телефонизировать каждое новое здание, но как часто в таких случаях бывает, для осуществления подобных проектов не всегда находились достаточные средства.

 

Время больших свершений

Трудностей было немало, но коллектив ГТС продолжал исправно обеспечивать телефонной связью горьковчан, среди которых телефон пользовался все большей популярностью, а очередь на его установку постоянно росла. В 1962 году с АТС-3 стартовал очень сложный и трудоемкий процесс переделки регистров телефонных номеров с пятизначных на шестизначные. Это сняло имевшиеся прежде ограничения на расширение телефонной сети и создало технические возможности для ее дальнейшего развития. Полный перевод города Горького на шестизначную нумерацию завершился спустя три года, когда АТС осваивали декадно-шаговую систему, значительно ускорявшую время соединения и улучшавшую качество телефонной связи.

1965 год стал этапным в развитии ГТС: произведен монтаж станционных сооружений Ленинской и Кремлевской АТС на 2000 номеров каждая, Калининской АТС на 6000 номеров и соответствующего оборудования, необходимого для включения новых АТС межстанционных связей; проложен подземный трубопровод телефонной канализации протяженностью 190,5 каналокилометра; установлено 540 подземных железобетонных смотровых устройств; проложено 160 километров кабелей всех видов и емкостей.

Благодаря этим усилиям и постоянной работе коллектива ГТС в направлении развития телефонной сети, ёмкость города к 1971 году составляла уже более ста тысяч номеров, а к 1980 году уже 145 000.

Именно в Горьком в начале восьмидесятых годов проводились испытания волоконно-оптической линии протяженностью 1895 метров. Этот факт во многом объясняется тем, что световодное волокно создавалось в нашем городе в институте химии Академии наук СССР под руководством академика Г.Г. Девятых.  Из-за использования этой новой технологии ёмкость городской сети все последующие годы демонстрировала еще более высокие темпы роста, чем прежде, выйдя в 1984 году на 190000 номеров, а через семь лет на 440000 – ную ёмкость.

 

В будущее с новыми технологиями

С момента первого появления в распоряжении НГТС электронных АТС в 1987 году, последующие годы развития телефонии в городе можно считать эпохой цифровизации телефонной сети. Все это время развитие НГТС строится только на цифровых АТС путем замены старого аналогового оборудования. В процессе эксплуатации появилась возможность более реально оценивать трафик и нагрузку разных направлений коммутации. Появились данные обработки коммутируемых соединений трафика, которые могут выдавать и обрабатывать ЭАТС. На НГТС образовалась новая структура операторов электронных станций с новым взглядом на многие вопросы обслуживания АТС. Операторский персонал ЭАТС инженерно-технический. Многие из них прошли обучение в технических центрах Германии, Бельгии, Японии, России.

Сейчас НГТС предоставляет своим абонентам весь спектр новейших технологий связи вместе с самыми передовыми услугами и сервисом. Клиенты НГТС всегда могут рассчитывать на широкую телекоммуникационную сеть и высокотехнологичные виды доступа в интернет, как по технологии dial up, так и по выделенным линиям. Высококвалифицированные профессионалы НГТС обеспечивают развитие и модернизацию телефонной сети и интернет-доступа на базе новейших технологий, обеспечивая тем самым активное усиление конкурентных позиций на рынке услуг связи.

За свою 120-летнюю историю НГТС прошла долгий путь от зарождения телефона до  сверхмощных цифровых технологий, позволяющих обслуживать сотни тысяч абонентов, делая их жизнь и общение удобными и легкими. И каждый новый год в летописи НГТС является подтверждением тех славных заслуг и побед нижегородских связистов, которые сделали их надежды, планы и проекты нашей реальностью.

Источник: ОАО "ВолгаТелеком"






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=517