Связь сокращает расстояния!


Российский телеком на пороге революции
Тема: Аналитика Дата:  31.10.05

CNews.ru

Выступления участников VIII Международного рабочего совещания операторов "ИНТРУС-2005" еще раз показали, что как мировая так и российская телекоммуникационная бизнес-среда в последние годы претерпевает значительные изменения. Традиционная телефонная связь вытесняется VoIP, операторы кабельного телевидения начинают конкурировать с телефонными компаниями и интернет-провайдерами, а последние, в свою очередь, выходят на рынок платного ТВ.

Современные условия функционирования телекоммуникационного рынка заставляют операторов связи пересматривать свои бизнес-стратегии. Усиление конкуренции среди операторов, появление компаний, пришедших со смежных рынков, предложение новых телекоммуникационных сервисов заставляют всех игроков рынка адаптироваться к стремительно меняющимся условиям.

IP-телефония продолжает наступление

В качестве одной из основных тенденций на рынке дальней связи стало вытеснение традиционной телефонной связи VoIP. Особенно этот тренд заметен в странах Западной Европы и США, где, начиная с 2000 года, абонентская база сетей фиксированной связи ежегодно сокращается на 1-3%. Россия не является исключением - последние 3 года в нашей стране наблюдается падение основных показателей потребления услуг «Ростелекома» конечными пользователями. Так, в 2004 году междугородний трафик национального оператора дальней связи сократился на 2%, международный - на 9%; доходы монополиста по этим статьям упали на 2%.

Уровень потребления услуг дальней связи «Ростелекома» конечными пользователями в Москве

 Dia-1

Источник: iKS-Consulting

Рынок движется в сторону пакетных услуг, и доля VoIP в общем телефонном трафике стабильно растет. В мире, по данным iKS-Consulting со ссылкой на TeleGeography, это соотношение увеличилось с 0,2% в 1998 году до 14,7% по результатам 2004 года. В России этот показатель не меняется уже 3 года и составляет 12%, хотя доля VoIP-рынка в доходах, полученных от предоставления услуг международной и междугородней связи, уверенно растет. По данным iKS-Consulting это соотношение увеличится с 3,6% в 2002 году до (возможно) 8,6% в 2005 году.

Итак, становится очевидно, что традиционная «телефонная» бизнес-модель неконкурентоспособна, и на смену ей приходят новые решения. В качестве одного из них Татьяна Толмачева, старший консультант iKS-Consulting указала, в частности, бизнес-модель преуспевающего оператора «бесплатной» интернет-телефонии Skype. Результаты деятельности Skype за 2 года заставляют задуматься самых закоренелых скептиков: число платящих абонентов к августу 2005 года превысило 2 млн.; всего же по всему миру зарегистрировано более 50 млн. пользователей, и это число ежедневно растет примерно на 150 тыс.

Новые модели

Среди других новых бизнес-моделей были отмечены контент-провайдинг и концепцию виртуальных операторов (MVNO). Эти сегменты растут впечатляющими темпами. В частности, обороты мирового рынка услуг мобильного контента в 2004 году составил почти $8 млрд. против $6,7 млрд. в 2003 году, а число абонентов MVNO в мире достигнет 113 млн. В России, по оценкам iKS-Consulting, в 2004 году рынок мобильного контента достиг $250 млн., а развитие бизнеса виртуальных операторов сдерживают неопределенности в законодательстве.

Другой реакцией рынка на усиление конкуренции стало появление безлимитных телефонных тарифных планов на базе IP-технологий. В России, например, такую услугу предлагает компания «Арктел», однако ее высокая стоимость ($88 в месяц без НДС для звонков по России в будние дни в рабочее время) сужает границы рынка до корпоративного сегмента и немногочисленных частных абонентов.

3

Антон Богатов ("Некстер") рисует ландшафт правового поля отечественного телекома

Говоря о тенденциях телекоммуникационного рынка, нельзя не упомянуть и о выходе крупнейших поисковых систем Yahoo и Google, а также гиганта софтверной индустрии Microsoft на рынок служб мгновенного обмена сообщениями через интеграцию телефонного сервиса в системы MSN, Yahoo, ICQ.

В других сегментах телекоммуникационного рынка также происходят серьезные перемены. Операторы кабельного телевидения начинают конкурировать с телефонными компаниями и интернет-сервис провайдерами (ISP). С другой стороны, происходит экспансия ISP на рынок платного ТВ. Наибольших успехов, по данным iKS-Consulting, достигла компания PCCW (Гонконг), которой с конца 2003 года (время запуска услуги) удалось привлечь 450 тыс. абонентов IP TV, Fastweb (Италия) - 161 тыс. абонентов с июля 2001 года и France Telecom – 100 тыс. с момента запуска в 2003-2004 годах.

IP TV не станет «киллером»

В России на рынок платного IP TV первым, как известно, вышел крупный московский интернет-провайдер «МТУ-Интел», который предоставляет в столице мультимедийные услуги в рамках проекта «Стрим ТВ» на базе широкополосной ADSL-сети. Основные проблемы российского пионера IP TV на начальной стадии реализации проекта были связаны с тем, что это был первый коммерческий проект подобного рода в стране, и, как отметил директор по техническому развитию ЗАО «МТУ-Интел» Виктор Белов, «посоветоваться было реально не с кем». Кроме того, непонятен и юридический статус услуги. Дело доходило до того, что всем дистрибьюторам, которые оформляли права на телевизионный контент, требовалось иметь лицензию оператора кабельного телевидения вне зависимости от используемых технологий распространения ТВ-сигнала.

«Ушло довольно много времени, чтобы убедить их <регулятора> в том, что мы – не операторы кабельного телевидения», - вспоминает Виктор Белов. Он также отметил сложности, связанные с требованиями иметь отдельную лицензию СМИ на каждый (!) телеканал. Не обошлось и без проблем технического характера. По словам Белова около 5 месяцев ушло на «обкатку» транспортной сети. Довольно большой срок тестирования он связывает, прежде всего, с тем, что впервые в стране компании пришлось передавать «промышленные» объемы видеотрафика, которые в настоящее время составляет порядка 450 Мбит.

«Главная проблема на сегодняшний день – это управление качеством обслуживания на абонентских линиях, - отметил Виктор Белов. Мы используем ADSL, и предсказать поведение этой абонентской линии довольно сложно. И, конечно, огромное количество проблем связано с управлением абонентскими устройствами». Он также заявил, что на начальном этапе реализации проекта компания столкнулась с дефицитом необходимого оборудования, несмотря на огромное количество производителей, дистрибьюторов и системных интеграторов.

Однако основной проблемой внедрения в России платных ТВ-сервисов вообще и IP TV в частности является неготовность большинства пользователей платить за контент. При этом эта тенденция наиболее выражена в небогатых по сравнению с Москвой регионах. Павел Ребров, менеджер по развитию направления Video over IP компании CTI привел такие цифры: согласно проведенному опросу не более 7% жителей одного из российских городов в принципе не против платить деньги за просмотр телепрограмм. В этой связи он выразил мнение, что вряд ли услуги IP TV в ближайшей перспективе станут «убийственным приложением» (killer application), скорее всего им уготована роль нишевого рынка, рассчитанного на относительно узкую прослойку пользователей. Одной из таких ниш, по мнению Павла Реброва, может стать применение этой технологии в гостиничном бизнесе, предоставляющем платные ТВ-услуги своим постояльцам.

Несмотря на все эти сложности, как уже писал CNews, темпы роста абонентов «СТРИМ ТВ» компанию «МТУ-Интел» вполне устраивают. По прогнозам CTI к концу 2005 года число подписчиков IP TV в России достигнет 12 тыс.

Нестандартные решения

Тем временем российские провайдеры телекоммуникационных услуг находят нестандартные пути своего развития. Любопытную и вполне жизнеспособную в условиях отдельно взятого российского региона бизнес-модель, ориентированную на массового клиента, представил Александр Ермолаев, представляющий проект «Народный интернет» ижевской компании "МАРК-ИТТ". В начале октября текущего года компания, которая постепенно сворачивает услуги коммутируемого доступа в интернет и строит оптические городские сети (70 км «воздушных» линий в этом году), подключила по выделенной линии Ethernet 10 000-ого абонента; при этом текущие темпы подключения абонентов составляют, по оценкам компании, более 1000 абонентов в месяц. Это вполне неплохой результат за менее чем двухлетнюю историю существования проекта, который был запущен в декабре 2003 года в городе с 700-тысячным населением. Впрочем, рост абонентской базы имеет и «обратную сторону медали» - средний ежемесячный доход с одного пользователей (ARPU), по мере охвата более широких слоев населения, упал с 700 руб. до 400-450 руб.

Один из секретов успеха – тарифный план «Народный», ориентированный на частных лиц, который предполагает низкие тарифы на внутрисетевой трафик в пределах локальной городской сети (20 коп/Мб) и файлообменный сервер (5 коп/Мб), а также партнерская программа, предполагающая выплату партнерам компании половину доходов от сгенерированного ими внутрисетевого трафика (10 коп/Мб). В ближайших планах компании-лидера, «захватившего» около 75% многоэтажек, – внедрение «коробочного» продукта для массового клиента. Однако до безлимитных тарифных планов компании еще, по-видимому, далеко – она уже имеет печальный опыт такого внедрения по выходным дням, когда обрадовавшиеся клиенты мигом «забили» имеющийся у компании 24-мегабитный канал.

10

Александр Климов (TeliaSonera) не исключает появления в России крупного магистрального оператора

Традиционные операторы также прибегают к неординарным решениям. Дмитрий Волков из компании «Стек Софт» привел пример «Южной телекоммуникационной компании» (ЮТК), для которой «Стек Софт» поставила программное решение. ЮТК в рамках программы развития своей интеллектуальной сети ввела в коммерческую эксплуатацию Единую cервисную карту (ЕСК). На базе ЕСК предоставляется доступ к таким сервисам как автоматическая междугородная и международная связь по сниженным тарифам (IP-телефония), коммутируемый и выделенный доступ в интернет, оплата услуг телефонной связи (в том числе мобильной связи) и пр.

«С точки зрения оператора выпуск такой карты на рынок сопряжен с большим риском, - считает Дмитрий Волков. Во-первых, в одном продукте ЮТК предлагает две конкурирующие услуги, а во-вторых, пользователь имеет возможность «перенести» деньги с непонравившейся ему услуги, например, на счет сотового оператора». По его мнению, оператор идет на это с одной целью – повысить эффективность своих инвестиций в проводную сеть.

Монополист диктует цены

Развитие широкополосного интернета и многочисленных сервисов на его основе в подавляющем большинстве российских регионов по прежнему сдерживается отсутствием конкуренции на магистральном уровне. Национальный оператор «Ростелеком» держит высокие цены на аренду каналов, которые в несколько раз превышают европейские. В этом плане гораздо больше повезло Москве и Санкт-Петербургу, а также тем городам, которые оказались на пути магистралей международных операторов. Например, сеть TeliaSonera, помимо двух столиц, захватывает такие города, как Тверь, Выборг, Великий Новгород. Коммерческий директор компании Александр Климов намекнул, что если бы не присутствие TeliaSonera в этих городах, то они «бы имели то, что сейчас имеют регионы», в которых присутствуют лишь «Ростелеком» или «ТрансТелеком». Впрочем, он не исключает появления третьего крупного магистрального оператора в России, который будет строить свои сети с использованием инфраструктуры РАО ЕЭС России. По его мнению, электрические сети, оснащенные волоконно-оптическими кабелями – это очень дешевый способ создания магистральных сетей на территории РФ. Строить же в России собственную инфраструктуру с нуля, считает Александр Климов, могут позволить себе только компании, у которых уже есть филиалы и представительства в крупных городах, такие как «Голден Телеком».

«Это единичные примеры, и все выходы за Урал экономически совершенно невыгодны, - убежден он. - Поэтому реально появление сети на базе тех структур, у которых уже все сделано, и которым остается лишь проложить ВОЛС».

Правовые коллизии

Одним из больных вопросов российской отрасли связи является законодательное регулирование. Председатель Совета директоров компании “Некстер” Антон Богатов, специализирующийся на решении правовых вопросов телекоммуникационного рынка, подчеркнул противоречивость, неполноту, а зачастую и бессмысленность многих правовых норм в области связи.

«Право, в том числе и в нашей стране носит позитивный характер, - напомнил он. - Иными словами разрешено все, что не запрещено». По мнению Антона Богатова, этот принцип зачастую не понимают «отдельные представители федеральных органов исполнительной власти, которые считают, что если они написали, что нужно делать так, но забыли написать, что нельзя делать иначе, то все равно нужно делать так, как они написали». При этом подавляющее большинство разработанных и находящихся в стадии разработки документов основаны на этой идеологии регулятора, который «хочет регулировать все», считает он.

Комментируя «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», вокруг которых «ходят легенды», Антон Богатов выразил убеждение, что для операторов с 1 января 2006 года, когда этот документ вступит в силу, «фактически ничего не изменится». Поэтому он призывает их отнестись к этим вопросам спокойно и продолжать предоставлять услуги. Многие правовые коллизии могут быть разрешены в судах именно благодаря противоречивости, а фактически, по мнению Богатова, отсутствию нормативно-правовой базы.

Генеральный директор ЗАО "Стек Софт" Виктор Кутуков не разделяет оптимизма Антона Богатова и считает, что ситуация с правовым обеспечением в области связи для операторов значительно более сложная: «Если посмотреть на всю совокупность принятых документов, то фактически для телефонной связи вводится так называемая агентская схема работы. Все операторы местной связи будут вынуждены выступать агентами дальней связи. Это влечет за собой два достаточно серьезных последствия. Одно из них непосредственно отразится на пользователе, который вынужден будет иметь столько договоров, сколько операторов дальней связи с ним работают».

Второе важное последствие, по мнению Кутукова, связано со вступлением в силу с Нового года “Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность”. «Если формально следовать этому документу, то телефонные карточки можно отменить вообще», - считает он.

Итак, ситуация с формированием законодательной базы сегодня очень запутанная. Накануне ввода новых норм с 1 января 2006 года приходится признать, что эти нормы на сегодня не готовы. Это отмечают все ответственные за их разработку инстанции, включая Мининформсвязи. Операторы, конечно, будут работать в создавшихся условиях, в частности, в отсутствии правил предоставления услуг, но, считает Владимир Кутуков, эта ситуация крайне ненормальная и тревожная.

Что делать?

Как же действовать операторам фиксированной связи в изменившейся телекоммуникационной среде? Татьяна Толмачева предлагает им скорректировать свои бизнес-стратегии и использовать новые подходы. Например, ориентироваться на стратегии дифференциации (сегментация потребителей услуг), диверсификации (выход на смежные рынки) и интеграции сервисов и внедрении принципов bundling (предложение нескольких услуг в одном пакете). Ну и конечно, использовать стратегии партнерства, оптимизации организационной структуры и функциональных процессов.

Автор: Виталий Солонин






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=440