Связь сокращает расстояния!


Через тернии -- к супертрубке
Тема: Сотовые телефоны Дата:  22.8.05

Мы постоянно живем в ожидании светлого будущего. Им потчуют нас все кому не лень: и бизнесмены, и политики, и ученые. Свой маленький идеал есть и в индустрии мобильных телефонов: этакий супердевайс, одновременно мудрый и простой, функциональный и миниатюрный. Как водится, до будущего этого нам еще жить да жить, благо, сделать еще надо, ой, как много… Тем не менее некоторые результаты уже достигнуты -- как в прямом, так и в обратном направлении. Потратим немного времени на их обзор.Все смешалось в бизнес-сегменте
По мере усложнения и совершенствования электронных устройств вообще и трубок в частности прежние мерки и понятия стали плохо подходить к реалиям жизни. Яркий пример устаревания привычных категорий -- ситуация, сложившаяся сейчас в бизнес-сегменте. Бизнес-аудитория была первым потребителем услуг сотовой связи, неудивительно поэтому, что именно ее потребности испокон веков в первую очередь старались удовлетворить производители мобильных телефонов. Однако круг этих профессиональных потребностей все более и более расширялся, сливаясь одновременно с тем, что первоначально совершенно не предназначалось для серьезного использования. Примеров тотальной конвергенции можно привести сколько угодно. Скажем, поддержка формата mp3, задумывавшаяся как атрибут "молодежности", предельно скоро появилась и в совершенно "взрослых" аппаратах. Музыку любят все, так зачем же воздвигать искусственные загородки?

Смычки идут по всем фронтам. Что мы имеем уже сейчас? Например, в "шестом" бизнес-индексе у Nokia -- обилие смартфонов типа 6630, 6670 и прочих. Их целевая аудитория весьма широка, компания пытается по-разному позиционировать в целом однотипные аппараты путем манипулирования набором предустановленных приложений или отдельными характеристиками; на самом же деле они универсальны и в отнесении к какому-либо классу не нуждаются. "Последний из могикан" профессиональной (в классическом понимании) линейки -- телефон 6230i -- совсем неплох, и "Прием!" уделил ему достойное внимание; однако обратите внимание, сколько "развлекательных" функций он получил от разработчиков? Думаю, что, если у модели будут последователи, ярлык "бизнес" им уже не понадобится. То же самое можно сказать и о S-серии Siemens; надеюсь, и у линейки, и у производителя будет продолжение… Вектор же развития виден уже в S65. Еще раз стоит вспомнить и о трансформации из Т в К у Sony Ericsson; замена буквы не является здесь простой формальностью, причины лежат гораздо глубже.

Процесс реорганизации бизнес-сегмента носил эволюционный характер и потому был замечен немногими, быть может, лишь той частью абонентов, кого он коснулся в первую очередь. Начавшись год-два назад, сейчас он близок к своему логическому завершению: термину "бизнес-модель" суждено исчезнуть из массового употребления в самое ближайшее время. Но тенденция настолько бросается в глаза, что не заметить ее невозможно. На пути создания универсального коммуникационно-мультимедийного устройства не может быть "классовых" преград, так что само разделение на имиджевые, бизнес- и прочие телефоны скоро отомрет за ненадобностью… Что же тогда останется?

Pro и контра
Индустрия мобильных телефонов стремительно мчится вперед, в трубках находят применение самые передовые достижения исследовательской и конструкторской мысли. То, что раньше считалось чудом, сейчас стало обыденностью. Однако все ли готовы бежать вприпрыжку за научно-техническим прогрессом, а главное -- оплачивать его из своего кармана?

Как утверждали поздние классики марксизма-ленинизма, по мере построения коммунистического общества классовая борьба только набирает обороты. Думаю, что им вряд ли пришло бы в голову перенести свою теорию и на общество индустриальное, однако в этом случае, в отличие от первого, она оказалась бы верна. Пожалуй, еще никогда движение консерваторов (при всей своей неорганизованности и отсутствии четкой программы) не было таким мощным и солидарным. "Больше трубок, дешевых и разных!" -- декламируют абоненты таких далеких от нищеты регионов, как Западная Европа и Северная Америка. Вовремя выбросившая на рынок серию сверхдешевых телефонов, Motorola довольно потирает руки: продажи серии С1хх бьют все мыслимые рекорды. В планах компании на 2006 год -- производство трубок стоимостью менее 30 долларов (сейчас нижний ценовой предел составляет порядка 40 долларов). Крупнейшие сотовые операторы Запада вынуждены пересматривать свои планы на заказ моделей. Так, британская компания Vodafone в мае объявила о выходе новой линии мобильных телефонов Vodafone Simply, целиком состоящей из простых бюджетных продуктов. Масштаб происходящего можно оценить хотя бы по тому, что о своем намерении производить супердешевые трубки заявил не только ветеран бюджетного сегмента Siemens, но даже компания Samsung, исторически производящая имиджевые безделушки.

Корни "мобильной контрреволюции" лежат гораздо глубже, нежели может показаться с первого взгляда. Конечно, здесь замешаны и консерватизм, и элементарная рачительность, однако главная причина все-таки в другом. Возросший спрос на простые телефоны -- это реакция неприятия "генеральной линии" развития цифровых устройств, той, о которой мы говорили в предыдущей главе. А, скорее, неудовлетворенность текущими успехами, теми промежуточными моделями, что предлагается нам покупать уже сейчас. Если универсальному устройству и суждено победить в борьбе со специализированными (а так, скорее всего, когда-нибудь и случится), то оно должно стать куда удобнее, интуитивнее и функциональнее, чем сегодняшние прототипы. Люди устали от несовершенства, от кое-как снимающих фотокамер и кое-как играющих плееров. Парадоксально, но факт: супертемпов совершенствования телефонов не хватает для психологического комфорта их покупателей! Хотя, признаем открыто, модели-2005 внушают уверенность в завтрашнем дне, более чем когда бы то ни было. Взять хотя бы те же телефонные фотокамеры.

Раз мегапиксель, два мегапиксель…
Мобильное фото долго было объектом для повсеместных издевательств. Действительно, первые снимки, полученные с помощью телефонов, не имели никакого морального права называться фотографиями. Увеличение количества элементов матрицы до 330 тысяч (что эквивалентно разрешению 640 х 480 точек) благотворно сказалось на душевном здоровье снимающих, однако проблему, естественно, не решило: чтобы сравняться со вшивенькой "цифромыльницей", в трубке нужно было уместить хотя бы мегапиксель.

Первые мегапиксельные аппараты появились у нас в конце прошлого года; изучение их фотовозможностей позволило установить два факта: 1) качество снимков заметно улучшилось; 2) оно по-прежнему никуда не годится. Проблема обрела комплексный характер, о чем, собственно, предупреждали пессимисты в самом начале, а их устами, как известно, глаголет истина. Ведь известно, что на качество фото, помимо параметров светочувствительного элемента, влияют еще характеристики оптической системы, и если с увеличением разрешения матрицы, по общему мнению специалистов, проблем не возникнет (хотя заметьте: мегапиксельные телефоны по-прежнему недешевы и немногочисленны, значит, не так все просто и тут), то с оптикой проблемы будут, и весьма неприятного свойства. Законы физики по-прежнему остаются в силе, а это значит, что даже примитивная система из нескольких линз плюс серводвигатель увеличат размер корпуса телефона, как минимум, вдвое. Понятно, что таким путем никто двигаться не желает.

Мобильное фото требует принципиально новых подходов к конструированию снимающего модуля. Некоторые наработки уже есть: например, надежды связываются с так называемыми "жидкими линзами", преломляющие характеристики которых можно изменять с помощью электромагнитных полей. Однако можно утверждать совершенно точно: в ближайшее время мы таких объективов не увидим. Что же остается? Приспосабливать под мобильные нужды "дедовские" технологии. Так, осенью мы будем иметь возможность лицезреть Nokia N90 -- смартфон со стеклянной цейсовской оптикой и весьма внушительным фотоблоком, однако все-таки это полумеры, и проблема пока остается нерешенной.

Ну, а где же заявленные достижения? Они, безусловно, есть, хотя и не так велики, по сравнению с тем, что еще предстоит сделать. Наиболее заметно в последнее время улучшились светочувствительные матрицы -- как по технологии, так и по характеристикам. Первый "двухмегапиксельник" Sony Ericsson K750 открывает новую фазу приближения к идеалу, до конца года появится еще несколько (не очень много) моделей с такой камерой. А мегапиксель станет базовым уровнем, ниже него, надеюсь, опускаться уже не будут.

Ну, а нам… нам остается лишь запастись терпением. И надеяться, что в пылу гонки технологий производители не забудут о нас, потребителях. Ведь, в конце концов, ради нас они и работают.

Источник: Прием
Автор: Виктор Гурылев






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=391