Связь сокращает расстояния!


На мобильное порно потратят миллиарды
Тема: Аналитика Дата:  21.7.05

CNews.ru

Согласно прогнозу Yankee group, мобильные пользователи в 2008 году потратят около миллиарда долларов на просмотр порнографии на своих телефонах. Исследователи прогнозируют, что сектор беспроводных сервисов будет развиваться по тому же сценарию, что и проводной интернет в начале 90-х годов.

Цветные дисплеи и высокоскоростной мобильный интернет создают идеальные условия для взрослого контента. Единственным препятствием до недавнего времени оставались операторы мобильной связи. Но, учитывая перераспределение доходов между передачей данных и голосового трафика, их сопротивление в скором будущем не будет столь упорным. К тому же, такие организации, как Playboy и Private Media Group заваливают операторов очень заманчивыми предложениями. В Австралии, опережая события, запретили передачу порнографических SMS, MMS и видеороликов, а у операторов появились новые проблемы: они должны проверять возраст всех, кто может получить сомнительный контент. Были введены, даже, специальные номера для взрослых сервисов.

В России в 2004 году на порнографический и эротический контент владельцы мобильников потратили «всего» всего $ 400 млн, но через 5-6 лет эти затраты должны увеличиться в тысячу раз.

Мобильный контент в России

Российский рынок мобильного контента растет сегодня более высокими темпами, чем рынок сотовой связи, хотя, по словам аналитиков, отечественные операторы сотовой связи не представляют достаточно четко своей роли в продаже мобильного контента. Однако уже к концу этого года его объем должен составить $300 млн., а 2005 году этот сегмент должен вырасти до $550-650 млн.

По данным Мининформсвязи, в первом полугодии 2004 года операторы сотовой связи заработали $3,36 млрд. Более $360 млн, или 10,8% от общей выручки в первом полугодии 2004 года российским операторам сотовой связи принесли дополнительные услуги VAS (Value Added Services).

В 2004 году по-прежнему главный источник VAS-доходов у мобильных операторов - это SMS-трафик. По различным источникам он принес от 45 до 47% дохода от общего объема услуг с добавленной стоимостью. В доле рынка сотовой связи это составляет 5,1%. Следующим по доходности оказывается рынок контент-услуг, который в первом полугодии 2004 года составил 2,6% от общего дохода на рынке сотовой связи. При этом динамика рынка мобильного контента значительно выше динамики развития сегмента SMS-сообщений. По нашим оценкам, на конец 2004 года его доля возросла до 3,9%.

Прогноз структуры рынка VAS

 Прогноз структуры рынка VAS

Источник: РосБизнесКонсалтинг

Доходы от услуг передачи данных крайне невелики. Суммарно этот сегмент рынка сотовой связи приносит дохода около 0,7%. Отчасти медленное развитие объясняется относительной сложностью данного вида услуг, кроме того, операторы слишком медленно создают и внедряют бизнес-модели, которые сделали бы эти услуги привлекательными для партнеров, разрабатывающих мобильные приложения. В ближайшее время ожидается высокая конкуренция в этом сегменте рынка с сетями Wi-Fi.

Развитие транспорта MMS, в большой степени, сдерживается относительно медленным распространением пользовательских терминалов, поддерживающих эту технологию. Результаты продаж сотовых телефонов демонстрируют лидерство бюджетных моделей, которые не оснащаются фотокамерами и не поддерживают передачу данных в формате MMS. В результате, доход от данного сегмента рынка сотовой связи не превышает 0,2%.

Секторы рынка

В настоящее время отсутствует общепризнанная структура деления рынка мобильного контента. Сегментировать рынок можно по различным признакам, например:

  • по технологиям, которые используются для предоставления контентных услуг (SMS, USSD, IVR, WAP, LBS и проч.);
  • по назначению контента (бизнес-приложения, развлечения, кастомизация и проч.)
  • по способам продвижения (медиа-проекты, SIM-меню, сервисы операторов) и проч.

В связи с тем, что классификация видов услуг у различных исследователей рынка варьируется, а также отсутствует единое понимание того, что считать услугами с добавленной стоимостью (VAS), оценки долей рынка могут значительно различаться. Например, по различным данным доля услуг по кастомизации телефонов варьируется от 44 до 58%, медиа-проектов – от 9 до 22%. Большее согласие наблюдается при оценке сегмента информационно-развлекательных услуг (от 14 до 17%) и различных видов игр – от 4 до 6%.

Оценка долей дохода сегментов рынка мобильного контента в 2004 г.

 Оценка долей дохода сегментов рынка мобильного контента в 2004 г.

Источник: iKS-Consulting, "Бифри", J'son&Partners

Западно-европейские рынки мобильного контента демонстрируют значительное превосходство доли медиа-проектов перед остальными сегментами рынка (66%). Мелодии и картинки занимают на рынке долю около 16%, игры – в два раза меньшую долю.

В 2004 году в России наблюдалась тенденция к уменьшению доли кастомизации и рост рынка медиа-интерактивных услуг. Кроме того, по нашей оценке, будет постоянно расти сегмент, связанный с коммуникативными услугами (службы знакомств, общение пользователей в чатах и проч.) .

Рейтинги контент-провайдеров

Деятельность контент-провайдеров, как таковая, не подлежит лицензированию, поэтому отсутствует официальная статистика количества компаний, работающих на рынке контент-услуг. Игроки рынка пытаются самостоятельно выстраивать рейтинговые листы, выделяя лидеров рынка и своих конкурентов в отдельных сегментах. .

Относительные данные о примерном количестве игроков на рынке мобильного контента можно получить, оценивая партнерские программы операторов связи. Так количество договоров операторов "большой тройки" с контент-провайдерами колеблется от 65 до 110. В этом количестве можно выделить 10-15 компаний, суммарный оборот которых превышает 70% рынка. .

Исследователи рынка по-разному относятся к построению рейтингов. В условиях отсутствия точных данных о доходах контент-провайдеров, часто приходится прибегать к опосредованным оценкам. Показательным методом оценки является расчет затрат на рекламу, однако, данный вид оценки подходит только для компаний, активно работающих в сегменте кастомизации телефонов. Объем деятельности контент-провайдеров в других сегментах не связан напрямую с объемом рекламы, как это наблюдается при продаже картинок и мелодий. Выстраивая список ведущих игроков рынка, исследовательская компания iKS-Consulting применила интегральную рейтинговую оценку, учитывающую 12 параметров деятельности компаний. .

По данным iKS-Consulting, тройка лидеров получает почти 40% дохода на рынке мобильного контента. 10 крупнейших компаний - обеспечивают оборот 68% рынка. На долю остальной сотни компаний приходится немногим более 30%. С большим отрывом от остальных лидируют "i-Free", "Информ-Мобил" и "Инфон". Каждая из компаний занимает более 12% рынка. Следующие преследователи набирают лишь по 5%. .

При учете прибыльности компаний следует принимать во внимание, что модель распределения прибыли на рынке мобильного контента такова, что наиболее значительные ее части остаются у оператора связи, а также передаются правообладателям контента и тратятся на рекламу услуг. В среднем операционная прибыль контент-провайдеров составляет 10-20%, в зависимости от сегмента рынка.

Салоны связи на рынке мобильного контента

На рынок мобильного контента выходят салоны связи. Сети по продаже мобильных телефонов планируют зарабатывать в сегменте кастомизации телефонов. "Максус" (торговая марка "Связной") занимается этим бизнесом несколько лет, в настоящее время на этот рынок выходят "Евросеть", "DIXIS" и "Техмаркет".

По словам генерального директора ООО “Выставка мобильной связи” ("Евросеть”) Дмитрия Сидорова, компания вложила более $100 тыс. в программное обеспечение, которое позволит продавать рингтоны, графические открытки и экранные заставки, а также игры для мобильных телефонов. Компания собирается занять до 10% рынка развлекательного контента для мобильных телефонов.

В начале 2004 г. “Максус” (“Связной”) начал продавать пластиковые карты для оплаты закачки мелодий и заставок для мобильных телефонов. Таким образом, компания может обходить высокие поборы операторов связи, получая платеж за контент непосредственно от потребителей.

По словам руководителя службы по связям с общественностью "DIXIS" Татьяны Москалевой, дилерские сети находятся в очень выгодном положении — они тесно сотрудничают с операторами, и у них большой поток посетителей в магазинах. Это позволяет продавать услугу без огромных затрат на продвижение. По словам Москалевой, Dixis с сентября 2004 года занялся распространением игр, картинок и мелодий для телефонов через каталог сети и планирует их продажу в салонах связи. Практически по той же схеме начинает продавать мобильный контент и “Техмаркет”.

Вероятнее всего, эти игроки не составят конкуренции лидерам рынка, а ограничатся распространением мобильного контента лишь через салоны связи.

Развитие рынка мобильного контента

Рынок мобильного контента – один из самых молодых и быстрорастущих не только в России, но и в мире: по сути, он возник не ранее 1998 года.

Динамика рынка мобильного контента в мире

 Динамика рынка мобильного контента в мире

Источник: РосБизнесКонсалтинг

Динамика его развития превышает показатели проникновения сотовой связи. По данным исследовательской компании J'son&Partners, мировая емкость рынка мобильного контента в 2004 году оценивается экспертами в $5 млрд. По их ожиданиям, в 2005 году она может вырасти до $6,5 млрд, а по оценкам Ovum Research, до $9 млрд.

Одной из основных составляющих рынка мобильного контента является сегмент кастомизации телефонов, включающий мелодии и изображения. По данным исследования компании Baskerville/Informa Media, в 2003 году рынок мобильных мелодий составлял $3 млрд, но уже к 2008-му он достигнет $5 млрд. Согласно исследованиям британской Arc Group, $3 млрд от продажи мелодий компании заработали только в 2004 году. Доходы от продажи рингтонов превысили 10% оборота мировой звукозаписывающей индустрии ($32,2 млрд). В целом по Европе в 2003-м доля неголосовых услуг операторов была в среднем от 15% до 20%. Самый большой показатель у компании Vodafone в Ирландии – 21%. Рынок мобильного контента является вторичным по отношению к рынку сотовой связи. На стадии становления темпы развития рынка мобильного контента значительно превышают темпы роста базового рынка, однако, по мере перехода в стадию зрелости, его темпы должны больше согласовываться с темпами роста сотового рынка..

Рынок мобильной связи в России в течение последних лет растет более чем на 50%. По предварительным оценкам РБК, в 2004 году рынок мобильной связи в 2004 году составил $7,3 млрд. В 2005 году прогнозируется рост до $10,5 млрд. .

На фоне объемов рынка сотовой связи, объем продаж мобильного контента выглядит пока достаточно скромно, однако темпы роста этого рынка на данном этапе значительно выше.

Рост рынка услуг мобильного контента

 Рост рынка услуг мобильного контента

Источник: РосБизнесКонсалтинг

Рост рынка услуг мобильного контента происходит на фоне динамичного развития рынка сотовой связи, увеличения доли VAS в сотовом рынке и повышения доли мобильного контента на рынке VAS.

Рынок мобильного контента демонстрировал взрывной темп роста от 200% в 2002 году до 180% в 2004. В 2004 году рынок прибавил за год около $180 млн, достигнув $280 млн. По нашим прогнозам, в 2005 году доля рынка мобильного контента на рынке мобильной связи вырастет до 5,3%, а объем рынка составит около $560 млн. Темпы роста в натуральном выражении будут несколько замедляться. Учитывая рост конкуренции и некоторое снижение тарифов, в денежном выражении рост рынка замедлится значительнее. По нашим оценкам, ожидается в 2005 году удвоение рынка, против почти утроения его в 2004 году.

Тренды и прогнозы рынка контент-услуг

Рынок мобильного контента начал активно формироваться в 2002 году. В 2004 году на рынке наблюдался бурный рост.

На российском рынке контент-услуг уже сформировалась группа крупнейших контент-провайдеров, которые отличаются агрессивной маркетинговой и региональной политикой. Появляется новый класс игроков – контент-агрегаторы, организующие структуру рынка. Основной точкой роста рынка в последнее время был сегмент кастомизации телефонов. В настоящее время роль локомотива рынка переходит к медиа-проектам, которые постоянно увеличивают свою долю в доходах. Также перспективы развития рынка связываются с сервисами знакомств, общения и играми. На фоне развития этих сегментов происходит относительное сокращение доли информационно-развлекательных услуг.

Пока Россия отстает от развитых европейских стран по доли дополнительных услуг в общих доходах от услуг сотовой связи. В 2003 году дополнительные услуги, включая базовые, принесли российским операторам около 11% от всех доходов, в то время как доля только неголосовых услуг, связанных с передачей различного типа неголосовой информации, в структуре общей выручки западноевропейских операторов уже составляет от 15 до 20%. Однако, уже в 2005 году ожидается рост доли услуг VAS на российском рынке мобильной связи до 15-16%.

В настоящее время наиболее популярны услуги на базе SMS. Ожидается в ближайшее время развитие услуг, предлагаемых на базе технологии USSD и MMS.

В целом рынок мобильного контента носит развлекательный характер. Доля бизнес-приложений практически равна нулю. Величина затрат пользователей на дополнительные услуги коррелирует с общими затратами на сотовую связь. ARPU корпоративных клиентов практически у всех операторов значительно выше среднего ARPU. Таким образом, бизнес-приложения, созданные специально для корпоративных клиентов или нацеленные на бизнес-аудиторию, могут обеспечить достаточно высокий доход. До сих пор, однако, на рынке не появилось такого "kill application". В значительной мере это связано с тем, что среди присутствующих на рынке игроков пока не появилось компании, хорошо знакомой со спецификой B2B и финансовых рынков и имеющей опыт работы на них.

На рынке мобильного контента растет конкуренция. Этот рост связан, в первую очередь, с бурным ростом числа компаний, желающих работать на рынке контента. В отличие от рынка мобильной связи, где несмотря на свой размер, мелкие компании располагали ценным активом в виде лицензий, и потому поглощались крупными компаниями, на рынке мобильного контента мелкие компании будут просто вытесняться с рынка в результате конкуренции, а средние компании консолидироваться в холдинги. Можно ожидать появления еще большего числа агрегаторов, а также выхода на российский рынок крупных зарубежных игроков путем приобретения известных в России брендов (iTouch, Jippii, mobileview).

По нашей оценке, вполне вероятен также уход с рынка некоторых крупных игроков либо из-за утраты интереса к теряющему высокую рентабельность бизнесу, либо из-за допущенных маркетинговых ошибок.

Ожидается рост разрыва между группой лидеров рынка и остальными участниками. Взаимоотношения между участниками рынка становятся менее хаотичными, заметна тенденция к стандартизации отношений и к введению саморегуляции рынка. В частности, в декабре 2004 года было заявлено о намерении создать в начале 2005 года Ассоциацию провайдеров. Ассоциация будет обеспечивать возможность ведения солидарных действий по защите интересов участников рынка контента, прежде всего, контент-провайдеров, обмена информацией и повышения ее доступности и достоверности. Вероятно, из-за высокой динамики рынка, больной разности интересов его участников, эффективность такой ассоциации будет невысока. Однако, значимым результатом ее деятельности может стать более точная оценка объемов рынка и борьба с пиратским контентом.






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=350