Связь сокращает расстояния!


Рынок сотовых телефонов: РОЛИ И ИГРОКИ
Тема: Аналитика Дата:  11.7.05

Мировая индустрия мобильных телефонов далека от состояния покоя: пережив этап галопи­рующего роста, она перешла в состояние зрелости, когда, с одной стороны, начинают отми­рать «слабые звенья», независимо от их регалий и прошлых успехов, а с другой - существенно повышается стоимость выхода на рынок, что сильно уменьшает количество новичков. Цена ошибок - маркетинговых, управленческих, технологических - становится критически высо­кой, и, тем не менее, проанализировав произошедшие за первую половину 2005 года собы­тия, приходишь к выводу: ошибки эти по-прежнему совершаются.

О тех, кто пришел...

Индустрия мобильных телефо­нов в 2005 году развивалась под знаком мощного притока в от­расль новых игроков из Азии, на­чавшегося еще в 2003 году. В этой связи любопытно взглянуть на дебютантов прошлых лет и про­анализировать их успехи. Среди компаний, вышедших на внешний «телефонный» рынок с 2003 года, наибольших успехов на российс­ком рынке добилась, несомненно, корейская Pantech, однако успех этот оказался гораздо скромнее планов компании: к проектному рубежу в три процента от общего рынка она вышла на полгода позже задуманного срока - лишь по итогам первой половины 2005-го. О самочувствии всех прочих «свежепришедших» мож­но судить лишь по обновлению их модельного ряда, а таких, как, например, компания Binatone, чьи аппараты в свое время произвели весьма неплохое впечатление, или Kenned, которую мы видели на «СвязьЭкспокомм-2004», или тех же VK Mobile, начавших, по сути, для нас «эру новичков», - по отсутствию такового. Наиболь­шую активность проявляет сейчас, пожалуй, китайская Fly, однако бюджетный сегмент, выбранный ею в качестве основного, - совсем не подходящая площадка для крутых взлетов: для удовлетвори­тельных финансовых показателей потребуется еще немало усилий и средств.

 

Отдельную группу «нович­ков» образуют японские гиганты цифровых технологий, такие как NEC, Sharp, Panasonic, работаю­щие, в основном, на свой родной рынок, но обозначающие интерес и к безнадежно устаревшему по японским меркам стандарту GSM. Их поведение в России будет целиком и полностью подчинять­ся маркетинговым интересам. Скажем, Panasonic в этом году существенно активизировала свою деятельность, однако надо отчетливо понимать вторичность российского рынка для этих производителей и не ждать от них многого.

 

Кроме того, группу присоеди­нившихся в этом году образуют китайская компания Soutec, объявившая о начале российской экспансии в марте и представив­шая на выставке «СвязьЭкспо-комм-2005» несколько моделей, еще более китайская ВВК, уже известная нам своей недорогой аудио- и видеотехникой и только начинающая разворачиваться на российском рынке, и TCL, предлагающая свою продукцию под торговой маркой SkyVox. Так что перевес по благим рыночным намерениям нынче явно на сторо­не китайских фирм, однако, куда приведет их эта дорога, станет понятно лишь через годик-другой.

 

 

... и тех, кого мы потеряли

Ротация в стане лидеров рын­ка - явление обычное. Прекра­щение же существования одного из них - событие гораздо более редкое и чреватое значительными изменениями для всей отрасли.

 

Прошедшие полгода вместили гибель сразу двух компаний, сто­явших у истоков «мобилизации мира»; впрочем, ни тот, ни другой случай не вызвали особого удивления - слишком долго все к тому шло.

 

Так, летом прошлого года стало известно об образовании совместного предприятия, учреж­денного французской Alcatel и китайской TCL (той, о которой мы говорили чуть выше). Тогда мно­гие восприняли это как попытку французов незаметно уйти со сцены. Они оказались правы: че­рез год Alcatel заявила о продаже принадлежащих ей 45 процентов акций предприятия своему парт­неру, объясняя это недовольством финансовыми показателями сов­местного проекта. Отговорка едва ли искренняя, ведь на примере объединения Sony и Ericsson мы наглядно убедились, что о какой-либо прибыльности в первое время говорить просто не прихо-дится. Судя по деталям «развода», отступление было хорошо под­готовлено: у Alcatel остаются все ее наработки и патенты, а у TCL, по сути, - только имя. Впрочем, и этого для раскрутки более чем достаточно.

 

С немецкой Siemens получилось трагичнее и как-то по-человечес­ки жальче, даже если оставить в стороне романтику воспомина­ний: для многих из нас именно Siemens изготовила первый ап­парат. Весь анализ кончины горе­мычного подразделения Siemens Mobile отстоит от традиционного «не срослось» лишь на расстояние нескольких фраз типа «фатальные ошибки менеджмента», «непра­вильный анализ рыночной ситуа­ции», «переоценка силы бренда»... Тем не менее, факт остается фактом: новым владельцем двух заводов - в Германии и Бразилии, а также торговой марки Siemens становится тайваньская компания BenQ, известная у нас большей частью своими ЖК-мониторами.

 

Сопутствующие обстоятельства и условия соглашения свиде­тельствуют: немцы готовы были «продать» свое подразделение любой ценой. Цена для них в результате действительно нари­совалась нешуточная: 50 мил­лионов евро за два процента акций BenQ плюс инвестиции в 250 миллионов евро на стартап и организационные нужды плюс косвенные издержки, то есть фак­тически продающая сторона сама заплатила покупателю. Ради чего? Перспективы совместного пред­приятия не внушают оптимизма:

BenQ не обладает достаточными ресурсами - никакими - чтобы «разогнать» утратившее дина­мизм подразделение (техноло­гическое отставание Siemens по перспективным продуктам, таким как смартфоны или терминалы 3G, было заметно еще в 2003 го­ду) и уж тем более заставить его работать на перспективу. Наибо­лее вероятное развитие собы­тий - выпуск одной-двух линеек по мотивам имеющихся нарабо­ток и последующая перепродажа, возможно, другой азиатской компании.

 

Об исходе хай­тека из Европы и надувном азиатском драконе

Проблемы внутреннего харак­тера сложились у Alcatel и Siemens в связи с глобальными пробле­мами, свойственными всему ре­гиону. Экономика Старого Света переживает сейчас не лучшие времена, и влияние данного фак­та на умы и настроения ее граждан наглядно показали недавние референдумы по общеевропей­ской конституции. Как результат этого влияния, к глобальному выезду с континента промышлен­ных и научно-исследовательских подразделений добавилось еще падение спроса на hi-tech-продукцию, в том числе и на сотовые телефоны, что побуждает производителей, включая и ев­ропейских, идти на новые рынки сбыта - в страны Азии, Африки и Латинской Америки.

 

В этой связи небезынтересно было бы поговорить об «азиатс­ком чуде» применительно к элек­тронной индустрии. Нисколько не умаляя значения корейских, тайваньских, китайских произ­водителей, выражу сомнение в их скорой монополии на рынке высокотехнологичных устройств. Напомню, что каких-то несколько лет назад Азия рассматривалась нами лишь как поставщик деше­вого и низкокачественного шир­потреба - именно с такого рода деятельности начинали в свое время и Samsung, и LG (в быт­ность свою GoldStar). Проблема качества остается актуальной для этого региона и поныне, хотя не сомневаюсь, что известное на весь мир восточное упорство и трудолюбие способно ее решить. Сложнее обстоят дела с культурой производства, а ведь именно от нее зависит репутация компании. Западные компании потратили не один десяток лет на разработку схем взаимодействия подразде­лений, систем контроля качес­тва, структур сервисных сетей; восточные всем этим вынуждены заниматься «на ходу» - отсюда неизбежные оплошности и ляпы. За примерами далеко ходить не надо: только в прошлом номе­ре «Приема!» мы проводили тестирование телефона Samsung SGH-I700 и убедились в его пол­ной непригодности к реальному использованию. Каким образом нежизнеспособная модель смогла пробиться через все инстанции к массовому производству? «С кем не бывает», - скажете вы. Однако пример не стоил бы упоминания, если бы не отражал общую тенденцию: даже обладая всем необходимым для работы с последними достижениями в сфере высоких технологий, ази­атские компании отстают пока от западных в области адекватного практического их применения.

 

В какой-то степени «азиатский дракон» стал заложником гига­нтских темпов своего роста: ему бы приостановиться, оглянуться, сделать выводы из ошибок, оп­ределить неиспользованные пока ресурсы уже имеющихся техно­логий... ан нет. Первое полугодие 2005 года показало: корейские компании по-прежнему выбира­ют экстенсивный путь развития. Применительно к телефонам это означает: еще больше цветов в дисплее, голосов в полифонии, мегабайтов в памяти, мегапик­селей в камере... Прогресс носит косметический характер, внутри же трубка, по сути, неизменна; действительно инновационные модели по-прежнему остаются в лучшем случае на выставочных

стендах. Рост продаж и рейтин­гов, основанный лишь на рекламе и маркетинге, в перспективе стоит немного, для реальных же технологических успехов нужна смена приоритетов; вероятно, что наиболее успешная корейская компания Samsung в оставшее­ся полугодие сделает кое-что в этом направлении, в частности, выведет на рынок достаточно обширную линейку смартфонов на нескольких платформах. Но быстрый успех ей не гарантиро­ван: сегмент «умных телефонов» весьма насыщен продуктами других фирм, которые предпочли разрабатывать реальные модели, а не выставочные прототипы.

 

В заключение — об итогах и перспективах

В целом ситуацию на мировом рынке мобильных телефонов в 2005 году можно назвать уныло стагнирующей. Согласно пос­леднему отчету аналитического агентства IDC, в первом квартале было продано 174,3 милли­она трубок - на 10 процентов меньше, чем в предыдущем, и на 13 процентов меньше, чем в соот­ветствующем прошлого года. Рас­крутить людей на покупку нового телефона становится все труднее, от полного обрушения рынок спа­сают страны, только открывающие для себя мобильную связь - там темпы роста просто чудовищны, однако низкая платежеспособ­ность населения (очевидно,речь идет о странах Азии и Африки) не позволяет пока этим странам серьезно влиять на ситуацию.

 

Поданным Mobile Research Group, Россия потребляет сейчас порядка 4,6 процента всех про­изведенных в мире телефонов. Наш рынок миновал уже времена бурной молодости с гигантскими показателями роста продаж и вступил в пору зрелости, так что прибавка в пять процентов, по сравнению с концом 2004 года, кажется вполне достаточной.

Пресыщение пока не наступило: даже при значительной доле замещения спрос показывает по­ложительную динамику. Поэтому неудивительно, что, прикинув абсолютные цифры продаж по стране, производители всех размеров и происхождений один за другим отправляются на заво­евание нашего рынка. Рейтинг завоевателей, поданным первого квартала (источник - Mobile Research Group), выглядит следу­ющим образом: тройку лидеров образуют идущие ноздря в ноз­дрю Samsung, Motorola и Nokia, расстояние между идущим на четвертом месте Siemens и пятым Sony Ericsson пока велико, однако, в силу объективных причин, частью уже обрисованных в ста­тье, будет быстро сокращаться; прочие производители в борьбу за призовые места вмешаться пока не в состоянии. До конца года расстановка сил, очевидно, коренным образом не изменится; останутся прежними и скромные, но устойчивые тенденции роста объемов продаж.

 

В следующий раз мы погово­рим о самых интересных трубках первой половины 2005 года и тенденциях их развития: Читай­те «Прием!» и будьте в курсе!

 

Виктор ГУРЫЛЕВ






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=339