Связь сокращает расстояния!


NGN - Новая головная боль оператора...
Тема: Технологии Дата:  24.6.05

«ПРИ ВНЕДРЕНИИ NGN НЕОБХОДИМО ЧЕТКО ПОНИМАТЬ, ЧЕГО ИМЕННО МЫ ХОТИМ ДОБИТЬСЯ»

 

Рассказывает директор по перспективному развитию компании «Комстар Объединенные Телесистемы» Александр кархов.

 

Мир непрерывно меня­ется, становится более динамичным и интел­лектуальным. Сегодня информационные    технологии контролируют практически всю полезную информацию. Бизнес смотрит на мир через экран мо­нитора, карманного компьютера, мобильного телефона... Чтобы двигаться дальше, мы и множест­во наших электронных партне­ров должны эффективно взаимо­действовать.

Телекоммуникации XX века оказались плохо приспособлен­ными к обеспечению инфо-коммуникаций интеллектуальных уст­ройств. Мир телекоммуникаций оказался расколотым на множест­во технологий (сотовые сети, теле­фония, Интернет, Wi-Fi, корпора­тивные сети...). Технологическая пропасть пролегла и между корпо­ративными и операторскими сетя­ми. В то же время технологии но­вого мира способны эффективно решать задачи традиционных ком­муникаций. В результате их разви­тия появилось множество техно­логий, объединяемых под общим названием NGN. Для кого-то NGN — возможность предоста­вить традиционные услуги связи (телефония, Интернет...) по новой технологии. Это традиционалист­ский подход к NGN. Интегриро­ванный   подход   позиционирует NGN как «нервную систему» мира инфокоммуникаций. Именно в интеграции телекоммуникаций и информационных технологий скрыт инновационный и коммер­ческий потенциал NGN. При та­ком подходе традиционные услуги — само собой разумеющееся при­ложение к возможностям NGN.

 

Видимо, оба подхода имеют право на существование и даже мо­гут сочетаться в одной сети. Пер­вый подход позволяет строить эф­фективные сети для предоставле­ния простых сервисов, второй ори­ентирован на создание «изощрен­ных» сервисов и интеграцию тех­нологий оператора и клиента. По­чему бы, например, не позвонить клиенту из системы взаимодей­ствия с клиентами (CRM), имея перед глазами на экране ПК или сотового телефона договор с кли­ентом, список обсуждавшихся тем, и сразу же не записать результат разговора? Почему бы не позво­нить коллеге по поводу документа (служебной записки, накладной и т. п.), полученного по системе до­кументооборота через ту же систе­му документооборота, чтобы и он, и вы видели и могли редактировать его? А если вы продаете автомо­биль, то почему во время разговора не показать клиенту виртуальную модель автомобиля и не дать ему возможность выбрать цвет, посмо­треть возможности трансформа­ции салона, характеристики?.. И все это можно делать на IP- и мо­бильном телефонах, ПК, телевизо­ре... При чем тут РВХ и телефония вообще? Это просто эффективное деловое общение. Если я звоню по деловому поводу, то и общаться желательно в рамках обсуждаемого предмета, одновременно работая над конкретным документом. А почему не позвонить в ресторан по телевизору взаимодействуя через интерактивную видеосистему при резервировании мест? Подобные формы общения и позволяет орга­низовать сеть NGN.

 

В сфере бизнеса постоянно идет борьба за клиента, и техноло­гическая конкуренция — одно из мощных ее средств. С одной сто­роны, NGN-оператор позволяет своим абонентам увеличить эф­фективность их деятельности. С другой — тесные технологичес­кие отношения с клиентами по­вышают их лояльность. Услуги связи NGN могут стать техноло­гической частью, встроенной в бизнес клиента, а от этого не так просто отказаться ради перехода к другому оператору.

 

Что же означает NGN на языке технологий и протоколов? В осно­ве NGN лежит пакетная сеть пере­дачи данных, как правило, строя­щаяся по технологии MPLS. Ин­новационная сущность техноло­гии NGN заключается даже не в том, что она обеспечивает более гибкую, скоростную и эффектив­ную среду передачи, а в том, что она не привязана к концепции ка­нала и обеспечивает полносвязность сети или VPN (виртуальной частной сети) клиента. Данные любого типа (голос, видео, информация системы охранно-пожарной сигнализации и т. п.) доставляются туда, куда нужно, и тогда, когда нужно. Более того, на сети MPLS у клиента есть возможность иметь собственную дорожную сеть (VPN) с гарантией времени доставки. Од­нако спектр услуг и применяемые технологии зависят от подхода. При традиционном подходе опера­тор ограничивается внедрением IP/MPLS с поддержкой QoS на уровне ядра и IP VPN (RFC2547bis) на границе. Иногда уместна NG-SDH. Подобную функциональ­ность поддерживает любой серьез­ный производитель. При полно­масштабной NGN требуется мульти-протокольность (для поддержки SAN, IPv4, IPv6, IPX...), VPLS (для обеспечения прозрачности и гиб­кости) и CoS, для чего необходим MPLS Traffic Engineering (ТЕ), обеспечение защиты (менее чем за 50ms) (MPLS Fast Reroute). Для межсетевого взаимодействия нуж­ны Inter AS, Inter Area ТЕ, МР-eBGP... Задача усложняется много­кратно, а выбор оборудования и поставщиков сужается до миниму­ма. Часто пасуют и признанные гранды индустрии. Однако реше­ние подобной задачи вознагражда­ется объемом и гибкостью серви­сов, а также снижением инвести­ционных и операционных затрат. При этом все сервисы и технологи­ческие потребности обеспечивает одна высоконадежная сеть.

 

На транспортной основе бази­руется множество сервисов: ин­терактивное телевидение по IP (IPTV) и видео по запросу (VoD), интерактивные игры и дистанци­онное обучение, совместная ра­бота над документами и многое другое. Телефонные сервисы NGN основаны на технологии VoIP, которая за счет выделения уровня управления сессией и пе­редачи задач коммутации на уро­вень полносвязной IP (или VPN-)-среды обеспечивает недоступ­ную ранее гибкость.

 

Оборудование и услуги управ­ляются программно в интерактив­ном режиме. При традиционном подходе к NGN этими преимуществами может воспользоваться только сам оператор. Для традици­оналистов ключевыми являются протоколы Н.248 (MEGACO), MGCP, SIP-T, Parlay, и ОКС-7, зна­чимые только в мире телефонии. При интеграционном подходе на первый план выходят такие техно­логии и протоколы, как SIP/SDP, CPL, vXML, LDAP и др. Возмож­ности NGN становятся доступны­ми для клиентов и информацион­ных систем, обеспечивая при этом:

 

  сокращение расходов на строи­тельство корпоративных сетей и доступ к сети общего пользо­вания;

  простоту создания и реконфигу­рации корпоративных систем в масштабах города, региона и т. д.;

  перемещение    универсальных рабочих мест и поддержку мо­бильных и надомных сотрудни­ков;

  возможность заказа услуг в ре­альном времени;

  использование  единой  среды для всех сервисов (от голоса и видео до CRM);

  доступность сервисов, как на фиксированном, так и на мо­бильном терминалах, и через беспроводные     сети     (Wi-Fi, Wi-Max и т. д.).

 

Но и это лишь базовые возмож­ности. NGN обладает высокой ин­теллектуальностью и предоставля­ет клиенту множество сервисов, для которых ранее ему необходимо было закупать дорогостоящее и требующее квалифицированной поддержки оборудование. В част­ности, корпоративную РВХ могут заменить услуги IP Centrex. Они обеспечивают полную функцио­нальность современной РВХ и ин­тегрируются с NGN-услугами, та­кими как:

 

  универсальная  почта  (Unified Messaging),    обеспечивающая, например, доставку голосовых и факсимильных сообщений на электронную почту;

  служба передачи мгновенных сообщений (IM);

  сервисы контроля присутствия (Presence), позволяющие марш­рутизировать вызовы в зависимости от правил, состояния или местонахождения;

  интерактивные голосовые и ви­део-порталы (IWR);

  интеграция с бизнес-приложе­ниями  (CRM,  ERP и т. д.), MS-Outlook,     справочниками (Directory) и т. п.;

  смена контекстов вызова (на­пример, переключение с теле­фонного разговора на видеоте­лефон и/или на совместное ре­дактирование документа и т. п.);

  создание территориально рас­пределенных call-центров.

 

Благодаря использованию мульти-сервисной сети оператора для решения всех задач технология NGN обеспечивает минимизацию капитальных и эксплуатационных затрат.

Другим свойством услуг NGN является их управляемость. В сети NGN путь от базового до полного набора услуг — это всего несколько щелчков мышью в клиентском web-интерфейсе. Вместо недель тратятся минуты.

 

Возможности NGN огромны, и даже на беглое их описание пона­добится не одна статья. Но эти тех­нологии еще не устоялись. В бли­жайшем будущем строительство сетей NGN будет скорее искус­ством, чем наукой. Среди множест­ва, казалось бы, перспективных ре­шений, архитектур и протоколов нужно выбирать те, которые выжи­вут и будут поддержаны отраслью.

 

Внедряя NGN, необходимо четко понимать, чего именно мы хотим добиться при этом. Техноло­гия NGN — не панацея, и внедре­ние ее может принести как пользу, так и вред. При неправильной реа­лизации можно не достичь постав­ленных задач и даже снизить каче­ство услуг. В условиях, когда NGN остается авангардистским искус­ством, от красоты до уродства, как говорится, один шаг. Однако логи­ка жизни такова, что нельзя до­стичь чего-либо стоящего, без рис­ка ошибиться. Мир постоянно ме­няется, и тот, кто не может вос­пользоваться преимуществами но­вого, уступает место на рынке тем, кто может.

 

 

Источник: Журнал Connect (Maй 2005)






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=322