Связь сокращает расстояния!


Мультисеть на "тарелочке"
Тема: Технологии Дата:  22.6.07

Этот год может стать переломным в развитии мультисервисных услуг на базе спутниковых каналов связи. Оборудование для создания сетей подешевело почти на 50%, а государство и бизнес, наконец, готовы к активному потреблению услуг. Продажи спутниковой емкости у национального оператора спутниковой связи ФГУП "Космическая связь" в 2006 году выросли в 1,5 раза. А в рамках проекта "Образование", которому его создатели прочат активное развитие, за полтора месяца выполнены работы, сравнимые с годовыми результатами трехлетней давности всех VSAT-операторов страны. В этом году эффективный рост данного рынка будет стимулирован еще и активным внедрением универсальной услуги.

Государственные ценности

Технологии, какими бы дорогостоящими они ни были изначально, имеют тенденцию дешеветь. Несколько лет подряд это наглядно демонстрируют рынку сотовые операторы. В 2007 году подобное явление можно наблюдать и на российском рынке спутниковой связи. Вслед за мобильными компаниями операторы спутниковых сетей стали активно снижать стоимость интернет-трафика. Во многом этому способствовало появление реальной конкуренции не только на операторском уровне, но и среди вендоров. Еще пару лет назад спутниковую технику в Россию поставляли три гиганта - ViaSat, Hughes Network Systems и Gilat Satellite Networks. Теперь в стране появились iDirect Technologies, ND SatCom, Shiron Satellite Communications, EMS Technologies, и стоимость оборудования, по оценке компании "Исател", входящей в группу компаний "Интерспутник Холдинг", снизилась на 40-50%. "Это позволило операторам спутниковых сетей значительно повысить привлекательность своих предложений", - отметил в беседе с корреспондентом журнала "Стандарт" Александр Комарицкий, генеральный директор "Исател". При этом набиравшая обороты несколько лет подряд услуга VPN (Virtual Private Network) в спутниковых сетях, стала уступать место более полному комплексу - возрос спрос на мультисервис, подразумевающий предоставление пользователям в едином пакете таких разнотипных сервисов, как передача данных, телефония, телевидение, видеоконференцсвязь и доступ в Интернет.

Участники рынка замечают еще одну тенденцию - в России практически сложился сегмент спутниковых сетей на базе технологии VSAT (Very Small Aperture Terminal), которая  долгое время почти не развивалась. Хотя за рубежом VSAT-технология - одно из наиболее востребованных направлений спутниковой связи, приносящее миллиарды долларов в год. В 2007 году количество станций VSAT в России может возрасти в 2 или в 3 раза. Единственное, что еще в начале года волновало операторов - это напряженная ситуация с космическим сегментом. Участники рынка в один голос говорили, что спутникового ресурса для развития сетей VSAT может не хватить. Тем временем, оператор спутниковой связи ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) уже в сентябре этого года планирует запуск на орбиту нового мощного спутника "Экспресс-АМ33" в позицию 96,5 в. д., что позволит ликвидировать дефицит космического ресурса для развития VSAT-сетей в России. Всего же, согласно космической программе развития, ГПКС потратит на обновление спутниковой группировки до 2015 года около $2 млрд. Не отстает от национального оператора и второй крупнейший спутниковый оператор страны - "Газком", который также планирует инвестировать в развитие спутниковой группировки около $2 млрд до 2015 года.

Настоящий ажиотаж на услуги мультисервисных спутниковых сетей участники рынка только предрекают. Тем временем, благодаря национальным проектам, этот бум, по их мнению, уже не за горами.

Инициатором подъема рынка мультисервисных спутниковых сетей во многом стало государство, а точнее федеральные программы - национальный проект "Образование" и проект универсальной услуги. Многие участники VSAT-рынка стремятся выиграть конкурсы на право телефонизации по спутниковой технологии удаленных регионов страны. Впрочем, для России с ее географическими особенностями технология VSAT всегда признавалась перспективной: небольшие спутниковые станции - едва ли не единственная возможность телефонизировать труднодоступные российские территории, такие как районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Эту технологию уже взяла на вооружение компания "Синтерра", попавшая ныне в струю госзаказов. В рамках проекта "Образование" к 1 сентября текущего года дочернее предприятие "Синтерры" - "РТКомм" - подключит к Интернету 10 тыс. российских школ по спутниковым каналам, применяя технологию VSAT. Оператором в проекте выступает 100%-ная "дочка" "Синтерры" - "Глобал-Телепорт", а спутниковую емкость предоставляет ФГУП "Космическая связь" (ГПКС).

Активно используя для работы со спутниковыми сетями уже существующий ресурс, в марте 2007 года "Синтерра" приобрела 100% акций магистрального оператора спутниковой связи - ЗАО "Саткомлайн". Это первый случай, когда национальный оператор фиксированной связи получил в распоряжение собственного магистрального спутникового оператора. В "Синтерре" не скрывают, что покупка расширит географию предоставления услуг широкополосного доступа, а также поможет в реализации нацпроекта "Образование".

"За 1,5 месяца мы выполнили работу, сравнимую с годовыми результатами трехлетней давности всех VSAT-операторов страны", - говорит генеральный директор "Синтерры" Виталий Слизень. Он уверен, что "проект "Образование" несет в себе огромный потенциал для развития отечественного рынка спутниковой связи".

Впрочем, с ним согласны и другие участники рынка. "В рамках федеральных программ число заказов на мультисервисные услуги спутниковых сетей увеличилось кардинально. Большинство операторов, работающих на этом рынке, в настоящее время вовлечены в процесс строительства или тендеры на предоставление услуг связи", - говорит Александр Комарицкий из "Исатела".

По оценке заместителя генерального директора по развитию бизнеса ФГУП "Космическая связь" Игоря Заболотного, потребность на использование спутниковой емкости ежегодно растет на 15-17% . "Рынок стимулирован не только заказами в рамках федеральных программ, но и интересами бизнеса. Только у нас за последний год продажи выросли в 1,5 раза", - рассказывает Игорь Заболотный.

Заграница нам не поможет

Несмотря на то что наша страна обладает одной из крупнейших спутниковых группировок, национальный оператор ФГУП "Космическая связь", по собственным оценкам компании, занимает 7-е место в мире по объему спутниковой емкости - на долю России, по оценкам Александра Комарицкого, приходится лишь 2% мирового трафика. В то время как в России по спутниковым сетям передается уже более 10%. Участники рынка объясняют такую ситуацию тем, что уровень проникновения фиксированной связи в России лишь немногим более 30%, при этом большинство нетелефонизированных регионов являются центрами сырьевой промышленности страны и постоянно нуждаются в услугах связи.

"Катализатором развития рынка мультисервисных сетей на базе спутниковых каналов становятся нефтегазодобывающие и другие компании, ориентированные на добычу полезных ископаемых. Среди наших клиентов доля добывающих компаний очень велика", - подтверждает Александр Комарицкий.

"В разрезе мультисервисных услуг, предоставляемых на инфраструктуре спутниковых сетей, основными корпоративными заказчиками являются добывающие компании. На удаленных месторождениях важна не только телефонная связь и передача телеметрических данных, но и видеоконференц-связь, и телевидение. В труднодоступных районах, где нет проводной инфраструктуры, спутник - единственно возможный и эффективный вариант для предоставления любых видов связи", - продолжает Виталий Слизень.

По данным компании "Исател", в России сейчас действует около 150 мультисервисных сетей, построенных с помощью спутниковых технологий. От общего числа проектов, созданных спутниковыми операторами, это пока лишь 5%. Тем не менее участники рынка уверены, что именно мультисервисные решения уже скоро будут преобладать на рынке.

По словам Виталия Слизеня, сеть, создаваемая компанией "Синтерра" в рамках проекта "Образование", станет одной из крупнейших мультисервисных спутниковых сетей.
"Рынок спутниковой связи продолжит свое развитие. Ведь из-за масштабов нашей страны проводные технологии дотягиваются пока далеко не до всех ее уголков. Стоит отойти чуть в сторону от основных сетевых магистралей, узлы которых присутствуют в центрах субъектов Федерации и достаточно крупных городах, - и единственной возможностью доступа к услугам связи становится спутник", - продолжает Виталий Слизень.

В качестве стимула для роста мультисервисных спутниковых сетей операторы называют заинтересованность абонентов в услугах цифрового телевидения. Сергей Пехтерев, генеральный директор компании "Сетьтелеком" (работающей под маркой Altegro Skay), заметил в беседе с корреспондентом журнала "Стандарт": "У нас есть клиент, общающийся благодаря VSAT из своего коттеджа с подчиненными московского офиса, ибо сидеть в пробке, даже в "Роллс-Ройсе", занятие не самое приятное. Трудно предположить, что число таких заказчиков возрастет в разы. В то время как цифровое ТВ вполне может стать стимулом роста. Большие надежды - на технологию HDTV".

Доля российского спутникового трафика в России и мире
Доля российского спутникового трафика в России и мире

 

Источник: Стандарт №05(52) май 2007






Эта статья взята с сайта Связист - Все о связи!.48
http://sviazist.nnov.ru

URL этой статьи:
http://sviazist.nnov.ru/article.php?storyid=1084