Связь сокращает расстояния!
ВАШУ РЕКЛАМУ НА ЭТОМ МЕСТЕ УВИДЯТ СОТНИ ЧЕЛОВЕК ЗА ДЕНЬ!
Регистрация
Поиск по сайту
Главное меню
Главная
Сайты партнеров
Архив файлов
Добавить файл
Популярные
Рейтинг

Междугородные коды
Новости
Добавить новость
Архив
Тематика

Обратная связь
Связь
Права
Ссылки

Международные коды
Объявления
Рекламодателям
Опросы
Словарь
Добавить термин
Добавить запрос

Форум
Обновления
Популярные темы
Активные темы

ЧаВо(FAQ)
Связь в фотографиях
Добавить
Популярные
Рейтинг

Статьи
Добавить статью
Архив

Каталог ссылок
Добавить
Популярные
Рейтинг

Каталог предприятий
Добавить предприятие

Исследования
Тендеры
Справочная информация
Дополнительные услуги на АТС
Междугородные коды
Международные коды
Связист - Публикации
История сотовой связи
История связи Нижнего Новгорода
История проводной связи
История телефонных компаний
Телефонный этикет
Сотовые телефоны
Инженерные коды
Радиотелефоны
Проводные телефоны
Обзоры телефонов
Описание технологий
АОН
Нормативные документы
Аналитика
Авторам
Прислать статью
Прислать новость
Показать / Спрятать
 
Показать / Спрятать
Технологии :

Кольцо рук Wi-Fi

 Отправил: Связист. Дата публикации: 5.8.05 15:38 (Прочитали: 3930)

 

«В указе об орехах (немолотых, в отличие от молотых орехов) выражение «орехи» должно относиться к таким орехам, отличающимся от молотых орехов, которые, не будь сего уточняющего постановления, не подходили бы под определение орехов (немолотых, в отличие от молотых орехов) по причине того, что они являются орехами (немолотыми).»

Уточнение к постановлению Британского парламента

Наш мир стремительно освобождается от проводов, и отнюдь не ради одной только сотовой связи. Просто очень выгодно и удобно - иметь доступ к нужной деловой либо персональной информации в любое время и в любом месте и практически в любом объеме с помощью компактного терминала-коммуникатора. Пусть и не в быстро движущемся автомобиле (во всяком случае пока).

Но и этого мало. В частности, корпорация Intel считает, что для России беспроводные технологии и, прежде всего, уже работающие сети WLAN/Wi-Fi (что расшифровывается как "беспроводная свобода") могут стать одновременно и пропуском, и трамплином в новую экономику. Да и все аналитические и консалтинговые агентства сходятся ныне в одном: рынок мобильных беспроводных устройств в ближайшие несколько лет ждет бурное развитие. И оно уже началось.



Наиболее важным вопросом для операторов, поставщиков оборудования и инвесторов давно является точное прогнозирование построения сетей связи в обозримом будущем. Однако уже накопленный опыт говорит о том, что долгосрочные прогнозы в сфере телекоммуникаций становятся сегодня экстремально опасными и весьма часто себя не оправдывают (причем как «в плюс», так и «в минус»). Дабы не расстраиваться раньше времени (а вдруг, к примеру, прогнозы окажутся гораздо хуже действительности, как это случилось однажды с сотовой связью), поступим так, как поступают в минуту стресса некоторые индивидуумы – они поют. Как представляется, к осени этого года неплохо подойдет «Возьмемся за руки, друзья» Булата Окуджавы. Ну а «подпевать» будут многочисленные сообщения новостных лент ("Сотовик", CNews, ZDNet, Reuters, Ведомости и др.).

Вести с эфирных полей!

Поднявший меч на наш союз

Достоин будет худшей кары,

И я за жизнь его тогда

Не дам и самой ломаной гитары.

Тотальный broadband наступает по всему миру. В связи с этим компания JupiterResearch предрекает в следующей пятилетке почти 20-кратное увеличение числа широкополосных подключений. И если сегодня средняя скорость подобных линий достигает 3 Mбит/с, то уже к 2009 г. она вырастет до 54 Mбит/с. И поскольку эта цифра соответствует максимальной скорости сегодняшних серийных WLAN (IEEE 802.11a/g), мы просто обязаны возложить «вину» за такой взлет широкополосных сетей доступа на так называемые широкополосные БСПД, более известные как Wi-Fi. Нетрудно видеть, что, к примеру, столь давно ожидаемым сетям 3G в этой части нечего предложить потребителям. Да и аналитики весьма кстати считают, что к тому же 2009 г. количество американцев, использующих дома беспроводные сети, вырастет с текущих 7,5 млн. до 34,3 млн., т.е. почти в пять раз за пять лет. Это хорошая добавка к общей армии пользователей так называемых мобильных устройств – ноутбуков, наладонников, смартфонов, «навороченных» сотовых телефонов и пр. По прогнозам специалистов, в скором времени США могут лишиться своего статуса самой беспроводной страны мира, по мере того, как компании и рядовые жители Западной Европы и Азии все больше начнут склоняться к использованию преимуществ технологии Wi-Fi.

Интересно, что сегодня прирост мобильного Интернета связывают отнюдь не с владельцами сотовых телефонов 3G, а с владельцами портативных компьютеров, работающих в «световых пятнах» Wi-Fi – хот-спотах.

Заметим кстати, что индустрия ПК считает мобильным все, имеющее компьютерную начинку и с чем можно относительно комфортно перемещаться. Причем масштаб этого перемещения в отличие от сетей сотовой связи (с учетом функций handover и пр.) не оговаривается. И это логично – по законам бизнеса сети сами должны учиться соединять то, что приносит прибыль. И они, конечно, научатся связывать все, что движется.

Производители оборудования сотовой связи сравнительно недавно обнаружили в лице производителей WLAN серьезных конкурентов, однако, успокаивают своих потенциальных потребителей заявлениями типа «бизнес 3G защищен от Wi-Fi» и одновременно создают интегрированные решения (сообщения о таких новинках появляются в прессе регулярно). Пока одни называли Wi-Fi «нишевой технологией», другие активно занимались расширением этой «ниши» и весьма преуспели. Мировой объем рынка Wi-Fi за прошлый год составил почти 7 млрд USD. (Insight Research), а хот-споты растут как грибы после дождя. И это уже тенденция. По одной из оценок динамика роста хот-спотов такова:

- 12.000 в середине 2002г.;

- 20.000 в середине 2003г.;

- 45.000 в середине 2004г.;

- 65.000 прогнозируется в конце 2004г.

Вот увидите, их будет еще больше! В частности, прогнозируется (The Radicati Group), что с 2003г. по 2007г. количество хот-спотов во всем мире должно вырасти на 600%, т.е. почти до 500 тыс., и существенная доля новых хот-спотов придется на Европу. На начало 2004г. 46% Wi-Fi-сетей находились в Северной Америке, 34% - в Западной Европе, 19% - в азиатско-тихоокеанском регионе и лишь 1% - во всех остальных регионах мира. К 2007г. расстановка сил изменится так: на Западную Европу придется 38% всех беспроводных сетей в мире, на Северную Америку – 34%, на азиатско-тихоокеанский регион – 24%, а 4% - на все остальные регионы.

На сегодня уже объявлены амбициозные планы развертывания тысяч хот-спотов в Великобритании (British Telecom), Швеции (Telia), Центральная Европа (Swisscom Mobile, T-Mobile). И потенциальные клиенты не отстают - один только Макдональдс «замахнулся» на 13.000 хот-спотов.

Аналитики корпорации Intel определили первую десятку крупнейших городов мира по распространенности технологии Wi-Fi. Для этого были выявлены первые десять стран мира по количеству общественных точек беспроводного доступа, а в этих странах – города с наибольшим количеством таких точек. Список выглядит следующим образом: Нью-Йорк, Тайбэй, Вена, Мельбурн, Лондон, Париж, Стокгольм, Ванкувер, Гамбург, Токио. Но и этого некоторым мало. К примеру, до конца 2005 г. в столице Тайваня (Тайбэй) будет развернута уже общегородская сеть Wi-Fi (проект M-City) с участием компаний Intel, Microsoft, Hewlett-Packard и Cisco Systems и ценою в 70 MUSD (включая в себя 20.000 точек доступа). В результате Интернет станет доступным 90% жителей столицы, население которой в настоящее время составляет 3 млн. человек.

Тотальный городской «вифизим» - еще одна тенденция нового рынка. В перечень городов мира, где уже действуют или строятся сети общегородского доступа в Интернет Wi-Fi, входят Нью-Йорк, Сан-Франциско, Амстердам и Иерусалим.

В результате исследования технологических центров Великобритании выяснилось, что небольшие города страны лидируют в области внедрения Wi-Fi. Анализу подвергся такой показатель, как количество центров беспроводного доступа на душу населения в малых и больших городах Великобритании. Британской столицей Wi-Fi объявлен город Эксетер. Вторым по темпам внедрения технологии Wi-Fi городом Великобритании оказался Бангор, третьим – Ньюкасл. Лондон попал только на 33 место. Примечательно, что большая часть из 3.000 общественных точек беспроводного доступа в Великобритании расположена в пабах.

Руководители компании HotSpot Amsterdam планируют инвестировать €200.000 для размещения Wi-Fi сети в центре Амстердама (125 базовых станций) и прилегающих районах.

В штате Филадельфия (США) власти планируют развернуть самый крупный на сегодняшний день хот-спот. Беспроводной связью предполагается покрыть около 135 квадратных миль. По сообщению представителя администрации штата, доступ к беспроводному Интернету будет либо бесплатным, либо он будет предоставляться по крайне низкой стоимости 30-60 USD в месяц (очевидно, что для них это не деньги). Предполагаемая стоимость проекта составит 10 MUSD (плюс 1,5 MUSD ежегодно на обслуживание).

Примечательно, что в общий процесс ныне включаются крупные игроки. Компания T-Mobile USA, американское сотовое подразделение Deutsche Telekom, поддерживает около 3,5 тыс. точек доступа, преимущественно в сети кафе Starbucks. Еще один крупный сотовый оператор, Sprint, имеет в США более тысячи собственных хот-спотов и еще столько же охватывает с помощью роуминга.

Большая часть хот-спотов находится сегодня в гостиницах, аэропортах и кафе – типичной «среде обитания» деловых людей вне офиса. Уже в прошлом году 40% ведущих отелей мира стали «беспроводными», а в течение 2004 г. этот показатель может достичь уровня в 80%.

Есть оправданные ожидания, что с ростом рынка Wi-Fi инфраструктура хот-спотов начнет расширяться, охватывая все новые сферы человеческой жизни: поезда, самолеты (в частности, Boeing уже умеет это делать), больницы, розничную торговлю, на производстве, в публичных библиотеках и даже в полицейских и пожарных машинах.

В частности, на круизных лайнерах все чаще устанавливают оборудование для предоставления услуг доступа в Интернет через сети Wi-Fi и спутниковую связь. По статистике более 50% «круизеров» отправляются в путешествие всей семьей, а на каждую такую семью в среднем приходится по одному ноутбуку. Так что компания Nomadix совместно с Maritime Telecommunications Network, очевидно, не зря установила точки доступа Wi-Fi уже на полусотне круизных лайнерах.

Необычное транспортное средство Magicbike сконструировал житель Нью-Йорка Юрий Гитман. Это хот-спот – велосипед, который может одновременно обслуживать до 250 пользователей, находящихся поблизости. Экзотика, конечно, но тенденция тоже налицо. Велосипед Magicbike призван заинтересовать людей, которые ни на минуту не могут расстаться со Всемирной сетью. А еще точно также можно оборудовать двухколесные такси, что позволит их владельцам получать дополнительную прибыль. Разумеется, у отечественных специалистов могут возникнуть вопросы по поводу того, как американцы получают разрешения на частотные присвоения для таких подвижных базовых станций, и вообще «куда смотрит американский связьнадзор?», но это уже другая история. Очевидно, в США по части развертывания точек доступа Wi-Fi существует больше либерализма.

В последние годы темпы роста продаж мобильных ПК на мировом рынке превышают продажи настольных компьютеров, причем та же тенденция характерна для России и ряда других стран СНГ, хотя эти страны отстают в части «хот-спотостроения». В РФ хот-споты в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, но, как показывает опыт, в России все начинается именно с этих городов. По данным компании J’son&Partners сейчас в столице сосредоточено порядка 56% от общего числа хот-спотов по России. На октябрь 2004 года в России насчитывается 140 публичных коммерческих точек доступа.

Среди участников российского рынка Wi-Fi уже немудрено и запутаться – столь их много. Не стоят в стороне и отечественные сотовые компании-операторы, имена которых у всех на слуху. Известны проекты Quantum, Таском, eWi-Fi, Голден Телеком, Стелком, Wiland и др. Объекты обслуживания в основном традиционны – отели, бизнес-центры, аэропорты, предприятия общественного питания и пр. Как и за рубежом, в «игру» вступают крупные операторы. К примеру, с этой целью Петерстар «соединился» с Комсетом. На рынке создаются целые альянсы серьезных игроков. В частности, компании "Комстар - Объединенные Телесистемы", Fujitsu Siemens Computers, Intel и "РосБизнесКонсалтинг" недавно объявили о запуске проекта "Wi-Fi Комстар" с целью создания (и, главное, накопления критической массы) хот-спотов, достаточной для охвата большинства общественных и деловых центров Москвы и массового распространения технологии Wi-Fi. Планы развития на 2005-2006 годы включают открытие нескольких сотен хот-спотов.

Чем интересны крупные операторы? «Ввязываясь в игру» они создают целую индустрию по производству хот-спотов. Вот, к примеру, ноу-хау «от Комстара»:

- широкий арсенал средств и возможностей для обеспечения экономически-эффективного доступа на любом объекте (оптика, медь, коаксиал и радио + мощная транспортная волоконно-оптическая инфраструктура с огромным количеством точек ввода-вывода информационных потоков);

- развернута коммерческая сеть NGN, упрощающая и удешевляющая подключение сетей Wi-Fi;

- разработано базовое техническое решение, обеспечивающее быстрое и эффективное развертывание сетей с учетом получения радиочастотных разрешений, обеспечения электромагнитной совместимости, покрытия, защиты, масштабирования и пр. (т.е вот она, настоящая индустрия);

- используется гибкий биллинг, адаптированный к нуждам клиента: карточная система для публичной сети, удобный гостиничный вариант, который может интегрироваться с гостиничным биллингом и т.п.

Заметим, что другие участники рынка тоже имеют свои «ноу-хау», которые во многом совпадают со сказанным выше. И их усилия небезосновательны, ибо исследования «мобильных» служащих показывают, что свыше 70% часто ездящих в командировки специалистов уверены в том, что использование Wi-Fi позволит им добиться конкурентных преимуществ. Они же говорят, что при приобретении следующего мобильного ПК они выберут ноутбук со встроенными средствами доступа Wi-Fi. Хотя сегодня лишь каждый десятый «мобильный» специалист имеет опыт работы с Wi-Fi-технологиями, почти 90% из них уверены, что будут использовать эти технологии в будущем. По прогнозу Strategy Analytics, к 2008 г. число продаваемых ноутбуков с поддержкой Wi-Fi составит 90% всех ноутбуков в мире. Да и потребляемые информационные потоки растут как на дрожжах, а ведь всего лишь десять лет назад считалось, что для «полного счастья» человеку хватит несколько десятков килобит в секунду.

Не зря говорят, что человек гораздо умнее, чем ему это надо для счастья.

Чего в супе не хватает

Как вожделенно жаждет век

Нащупать брешь у нас в цепочке -

Возьмемся за руки друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

Как известно, для очень многих вся жизнь – борьба. Борьба с помехами в эфире - наиболее известная проблема для всех владельцев радиосредств. Открытость радиочастотного диапазона для всех желающих (но, заметим, оформивших такое разрешение) – дополнительная проблема. Не исключение и хот-споты, которые используют общий диапазон радиочастот 2,4 ГГц (в основном IEEE 802.11b). Очень часто указанный диапазон даже называют «радиочастотной свалкой», но деваться некуда – операторам Wi-Fi нужно уметь договариваться и стараться не создавать помех вне своего хот-спота.

Отсутствие технического взаимодействия между хот-спотами разных операторов связи (т.е. отсутствие роуминга) - не менее важная проблема. Бесспорно, широкополосный беспроводный доступ удобен, если пользователь может авторизоваться в каждом встреченном на пути хот-споте. Большое количество провайдеров со своими правилами работы, системой расчетов и пр. отнюдь не всегда способствует такому удобству. Иногда пользователи подписываются на услуги сразу нескольких операторов Wi-Fi, чтобы обеспечить себе более широкую зону охвата. В ряде случаев ситуацию спасали относительно мелкие провайдеры, заблаговременно «просчитавшие» такую ситуацию и заключавшие между собой договоры о роуминге. Так, абоненты американского оператора Boingo Wireless могут подключаться к Интернету, используя несколько тысяч различных хот-спотов, принадлежащих более десятку мелких провайдеров. И это в самом деле удобно. И в самом деле, настала пора взяться за руки.

Тем более, что скептики уже давно предрекают скорую рыночную гибель технологии Wi-Fi и не видят особой выгоды для операторов в строительстве публичных зон доступа. Их оппоненты, напротив, стремятся доказать перспективность и конкурентоспособность сетей Wi-Fi на рынке услуг беспроводной передачи данных. Очевидно, как всегда, всех рассудит рынок. Действительно, в отличие от сетей сотовой связи, еще не скоро какой-нибудь крупный оператор Wi-Fi сможет обеспечить значительное локальное и тем более глобальное покрытие какой-либо территории. Будущее рынка Wi-Fi-услуг выглядит так: множество участников–операторов с различными бизнес-моделями оказания услуг. Впрочем, бизнес-модели придется сближать.

Большинство крупных провайдеров тоже осознали, что без соглашений о доступе к сетям конкурентов им не удастся получить прибыль. Если же подобные соглашения станут повсеместной нормой, это позволит более удобно и незаметно для потребителей решать проблемы, связанные с расчетами и техническим оснащением. Здесь нет ни чего нового, ибо сети сотовой связи давно работают по такой же схеме. Да и зарубежные «товарищи» показывают пример подобной деятельности.

Пресса уже сравнительно давно пишет об «ожесточенной конкуренции на рынке беспроводного широкополосного доступа в Интернет», что делает предоставление услуг Wi-Fi все менее прибыльным. Быть может, это «ожесточение» существует в основном в головах журналистов, однако, похоже, что участники рынка заинтересованы в сотрудничестве. Крупнейшие американские провайдеры Wi-Fi уже заключили или намерены заключить соглашения о роуминге в ближайшее время. В частности, Sprint, AT&T Wireless Services, сотовое подразделение Verizon Communications и SBC Communications, заключили соглашения с техасской компанией Wayport, владеющей почти 1000 точками доступа, большинство из которых находятся в отелях. Компания T-Mobile, являющаяся одним из крупнейших операторов связи Wi-Fi в США, заключила договоры о роуминге с основными международными операторами беспроводных сетей альянса Wireless Broadband Alliance (WBA). Среди членов WBA такие компании, как BT Group (Великобритания), Telecom Italia (Италия), Maxis (Малайзия), NTT Com (Япония), StarHub (Сингапур), Telstra (Австралия) и, разумеется, T-Mobile USA (США). Аналогичные соглашения подписали партнеры T-Mobile в Австрии, Чехии, Германии, Нидерландах и Великобритании и др. странах.

По прогнозу Gartner Group, уже в 2005г. никакая бизнес-модель, рассчитанная исключительно на получение денег за доступ, не принесет успеха для операторов сетей Wi-Fi. Пока неясно, способна ли возможность роуминга существенно повысить популярность технологии Wi-Fi. Одни считают эту технологию лишь довеском к сотовой связи третьего поколения (3G), которая «сама решит все проблемы», другие не исключают, что Wi-Fi даже переманит часть клиентов у операторов сотовых сетей (особенно тех, что не имеют потенциала сетей cdma2000), в связи с чем сети 3G даже станут не особенно нужными потребителю. Очевидно, последние могут оказаться ближе к истине там, где коммерческих сетей 3G еще нет, а Wi-Fi уже вовсю развивается. К тому же по сетям Wi-Fi вполне можно передавать голос (и это уже внедрено) и даже высококачественное видео, что в обозримом будущем вряд ли получится у сетей сотовой связи, вышедших из GSM.

Впрочем, есть аналитики, которые гораздо менее оптимистично смотрят на перспективы рынка Wi-Fi: в PA Consulting, к примеру, полагают, что рынок публичного доступа на базе Wi-Fi начнет приносить прибыль только лишь через годы. Это мы еще посмотрим, однако, что, к примеру, даст роуминг участникам бизнес-процесса?

Пользователи получат таки реальную мобильность, а также простоту и удобство расчетов, если услуга уже оплачена у «домашнего» провайдера. Появляется также возможность получения услуг по конкурентной цене. Оператор же получает дополнительный доход как за счет своих пользователей, так и чужих, забредших в нужные хот-споты. Повышение лояльности пользователей в результате новых возможностей – общая выгода (и главная цель любого продавца). Причем, чем больше роуминговых партнеров у оператора, тем, вероятно, больше шансов на удержание и повышение размера клиентской базы. Заметим, что процесс организации роуминговых отношений пошел и в России. В частности, его интегратором собирается стать компания МТТ, обслуживающая трафик множества сотовых компаний и имеющая опыт в этом деле.

Конечно, у Wi-Fi есть проблемы информационной безопасности, поскольку проникнуть в сеть пользователя при наличии соответствующего оборудования и пр. бывает таки возможным. В качестве иллюстрации можно привести случай, как несколько лет назад один американский товарищ, подъехав на машине прямо к Пентагону, пару часов успел поработать в местной WLAN, но ему трудно позавидовать, ибо охрана его вычислила. Защита Wi-Fi постоянно совершенствуется, регулярно обнародуются проекты новых стандартов безопасности и пр. Недавно было объявлено о выходе нового, усовершенствованного стандарта безопасности WPA2, благодаря которому в систему безопасности сети Wi-Fi были внесены необходимые фундаментальные изменения, в частности, значительно улучшена криптозащищенность данных. На сегодняшний день известен почти десяток новых редакций стандартов, которые готовятся к утверждению: 802.11d – усовершенствование физического протокола передачи данных, 802.11h – автоматическая отстройка от мешающих радиосредств; 802.11e – поддержка потоковых мультимедиа-данных, 802.11j - использование одной частоты несколькими беспроводными технологиями, 802.11n – увеличение скорости ПД до 100 Мбит/с и т.д. Каждый из них решает в том числе и вопросы безопасности.

Но на самом деле вопросы безопасности схожи для всех сетей связи. Ведь для «нападения» на какой-либо объект в Интернете совсем не обязательно подключаться в непосредственной близости от него. Что касается несанкционированного доступа к беспроводной сети, то многими операторами Wi-Fi применяется широкий арсенал средств аутентификации и авторизации, а также выявления и блокировки не слишком искушенного нарушителя. Ну а от искушенного страдают даже суперзащищенные системы.

В 2004г. компания Bluefire Security Technologies распространила предупреждение операторам и пользователям беспроводных сетей Wi-Fi, в котором утверждает о высокой угрозе их поражения в результате вирусных атак наподобие распространения червей типа Code Red. Риск такого поражения усиливается тем обстоятельством, что все больше компаний развертывают корпоративные сети Wi-Fi и используют их для выполнения критически важных бизнес-приложений с применением мобильных устройств. Кроме растущей угрозы беспроводных атак компания предсказала увеличение числа серьезных случаев рассекречивания конфиденциальной информации из-за утери, кражи или неаккуратного обращения с ручными устройствами.

Скажите, а у кого сегодня нет проблемы информационной безопасности? Чем глубже вы погрузились в сферу ИТ, тем сильнее у вас эти проблемы. Поэтому не стоит спешить приписывать все проблемы сетям Wi-Fi, поскольку ни хакеры, ни вирусы, ни спам не обходят стороной ни ПК, ни специализированные сотовые телефоны. Вот только что объявлено об очередных угрозах для мобильных телефонов и PDA. В начале ноября программа Delf заразила ПК с целью рассылки спама на мобильные телефоны в России. Затем появились вирусы Mosquito и Cabir, заражающие сотовые телефоны с операционной системой Symbian. А при исполнении еще более «свежей» угрозы, программы Skulls, обрываются все связи к системным приложениям Symbian, а их значки заменяются изображениями черепов. А ведь ноябрь 2004 г., когда пишется эта статья, еще не кончился.

Лишь весьма беспечные коммерсанты не защищают свои корпоративные сети и продолжают в массовом порядке обмениваются через них конфиденциальной информацией. А рынок заставит решить самые насущные проблемы, если это будет необходимо для роста продаж. Между прочим, Кевин Варвик, профессор кибернетики Университета Ридинга в Англии, который подключил свою нервную систему к компьютеру и имплантировал в руку метку-радиочип, предупреждает, что настанет день, когда компьютерные вирусы смогут заражать не только ПК, но и людей. А упомянутый выше Пентагон уже начал создавать для себя защищенную беспроводную информационную сеть, которая призвана фундаментально изменить тактику ведения боевых действий (в течение следующих 10 лет будут потрачены около $200 млрд, а вся разработка займет 20 лет). И нет сомнений, что конверсия отдельных решений из указанного проекта обязательно поможет и рынку беспроводного доступа и инфицированным киборгам.

А чтобы совсем избежать проблем информационной безопасности, вообще не стоит пользоваться компьютерами, ибо хорошо известно, что «если у вас нету тети» - «ее не отравит сосед».

На пути к новым рубежам

Среди совсем чужих миров

И слишком ненадежных истин.

Не дожидаясь похвалы,

Мы перья белые свои почистим.

Не стоит забывать, что возможности Wi-Fi не ограничиваются только беспроводным Интернетом. Ведь эта технология в самом начале своего пути была призвана заменить проводные сети на беспроводные, и потому нашла широкий отклик у производителей самой разнообразной аудио и видео аппаратуры, домашних развлекательных устройств и т.д. Сегодня можно без проводов подключить цифровую камеру к телевизору; скачать с Интернета музыку или фильм, записать ее на CD или DVD, и затем воспользоваться музыкальным центром или домашним кинотеатром и т.п. Для этой цели уже появились специальные медиаадаптеры для домашних устройств, которые уже встраиваются в Hi-Fi системы. Корпорация Intel представит в 2005 г. новую серию чипов, созданных для домашних компьютерных мультимедийных систем. Кстати, она же активно «проповедует» идею так называемого интеллектуального дома, в котором «все по Wi-Fi». Под этим понимается персональный мультимедийный комплекс, состоящий из взаимосвязанных цифровых устройств, которые могут получать, передавать и воспроизводить различную информацию. Вот так и наступит светлое бытовое беспроводное будущее.

Сети Wi-Fi «помогают» пользователям в разных областях. К примеру, в бетонных «мешках» деловых центров, системы местоопределения GPS часто перестают работать из-за блокировки сигнала. Зато разработанные в США и Великобритании системы позиционирования на базе Wi-Fi работают лучше GPS в больших городах и супермаркетах с большим количеством этажей. Учитывая популярность сетей Wi-Fi и их присутствие в большинстве современных мобильных устройств, есть вероятность того, что даже городские службы спасения и медицинской помощи перейдут на Wi-Fi, оставив более дорогой GPS для страховки.

Многие эксперты полагают, что активное распространение в мире Wi-Fi позволит оператором этих сетей «увести» наиболее объемный трафик передачи данных из развертываемых 3G-сетей в местах потенциального скопления пользователей мобильных компьютеров и КПК. Хорошо известно, что до 80% пива выпивается 20% его фанатов. Собственно, тот, кто грамотно поработает с последними, и завоюет мир беспроводного доступа в Интернет. Не стоит, кстати, говорить об ограниченной зоне обслуживания Wi-Fi по сравнению с сотовыми сетями, ибо зона обслуживания, к примеру, сети UMTS вряд ли больше, а соотношение цена/услуга у Wi-Fi гораздо «интереснее» (цена оборудования ниже, а скорости доступа выше на порядок). Вот свежий пример: эксперты ARCchart пришли к выводу о том, что в Великобритании 3G до сих пор дороже, чем Wi-Fi.

Избежать конкуренции можно на основе создания альянсов операторов 3G/Wi-Fi или применением технологии Wi-Fi самими операторами 3G в качестве дополнения к своим сетям. Целесообразность такого подхода подтверждают решения ряда компаний, например, Lucent Technologies, разработавшей абонентские радиокарты и сетевую платформу, обеспечивающие «бесшовный» роуминг между сетями UMTS и Wi-Fi. Ну а если нет 3G, то и 2,5G вполне подойдет.

Известный производитель сотовых телефонов Motorola анонсировала новый телефон, способный переключаться из сотовых сетей в сети на протоколе Wi-Fi, что в перспективе взрывообразного развития беспроводных сетей способно принести владельцу трубки значительную экономию. Модель CN620 Wi-Fi/GSM будет в продаже к началу 2005 г. Разумеется, это далеко не единственный продукт в своем роде. Очевидно, подобная интеграция имеет смысл, поскольку просто голосовая связь через Wi-Fi вряд ли является столь уж «горячим» приложением.

Таким образом, развертывание сетей Wi-Fi можно рассматривать как одно из перспективных направлений деятельности операторов сотовой связи, как, впрочем, и так называемых операторов фиксированной связи. Не зря сегодня в мире телекоммуникаций заговорили о конвергенции мобильной и фиксированной связи, начиная с тарифов на входящую и исходящую связь и заканчивая интегрированным обслуживанием, размеры которого пока еще трудно оценить (как, впрочем, и его влияние на будущее рынка связи в целом). Очевидно, рынок связи еще удивит нас интересными событиями (вот, к примеру, появились системы WiMAX). И те, кто уцелеет, расскажут, как было замечательно.

Кто использует сети Wi-Fi?

Для чего используют сети Wi-Fi?

 

 

«Прыжки» вверх и в стороны

Пока безумный наш султан

Сулит дорогу нам к острогу,

Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки, ей-богу.

Разумеется, после такого эпиграфа искушенный отечественный читатель, привыкший читать между строк и даже слов, сразу же заинтересуется личностью султана. Автор вынужден разочаровать – никакой ни внешней, ни внутренней политики сей эпиграф не подразумевает. Просто помимо сетей 3G конкуренцию сетям Wi-Fi обещают составить их «потомки» в лице сетей, называемых сетей WiMAX, «генератором» которых выступает компания Intel. Собственно, формула вкратце такова: успех Wi-Fi - это уже пройденный этап, и операторам нужно идти дальше (в смысле к новым сетям и новым услугам).

Как говорилось выше, бурное распространение беспроводной передачи данных открывает дорогу внедрению WWAN — беспроводных сетей регионального масштаба. И технологии широкополосного беспроводного доступа помогут приобщить к Интернету еще 5 млрд. пользователей (!). По крайней мере, так считают в компании Intel, которая предлагает рынку новые системы беспроводной связи.

WiMAX (семейство стандартов IEEE 802.16) - это радиотехнология, которая обеспечивает двусторонний доступ к Интернету на дальнем расстоянии со скоростями до 75 Мбит/с, а также QoS (собственно, это дальнейшее развитие самых передовых решений Wi-Fi). Сторонники технологии утверждают, что она способна передавать данные на расстояние до 30 миль между ретрансляторами и покрывать области радиусом более мили при полосе пропускания, превышающей возможности современных устройств DSL и кабельных модемов. Собственно, это альтернативная экономически эффективная сеть доступа, а это, как мы все понимаем, дорогого стоит! Поэтому не будем повторять многочисленные восхваления в ее адрес, а просто примем их как данное.

Правда есть у WiMAX одна глобальная проблема – отсутствие достаточного количества свободных радиочастот. Планируется, что разных странах WiMAX будет работать на различных частотах с использованием комбинации из лицензируемых и нелицензируемых диапазонов 2,5 ГГц, 3,5 ГГц и 5 ГГц (а, возможно, и в других, если таковые найдутся). Как представляется, именно этой стандартизации не хватило в свое время системам BWS (дальнейшего развития LMDS и MVDS) для широкого распространения. Правда, с тех пор прошло пять лет, и рынок сильно изменился. Однако специалисты Intel считают, что WiMAX - как вирус (в России стремительное распространение принято обозначать конкретной болезнью) в том смысле, что со временем он будет поглощать все больше и больше частот, в том числе и те, что в настоящее время используются для наземного телевидения.

Вниманию сегодняшних и будущих операторов предлагаются три бизнес-модели WiMAX: фиксированный доступ, заменяющий кабель или DSL; портативный доступ, охватывающий городские районы, вроде гигантских хот-спотов; и даже полностью мобильная система с сотовой структурой (перспективный стандарт IEEE 802.16e). Хотя WiMAX поддерживает возможности голосовой связи, она не является основной целью данного стандарта.

Уже объявлено о развертывании пилотных проектов сетей WiMAX в США, Великобритании и даже в России. К примеру, сеть WiMAX с радиопокрытием почти в 4 тыс. кв. км будет построена в графстве Кент (Великобритания) до конца 2004г., после чего начнется её полугодовое пилотное тестирование. Представители владельца сети Telabria обещают обеспечить скоростными каналами города и сельскую местность, куда невозможно провести кабельные выделенные линии.

Однако технология WiMAX, в отличие от Wi-Fi еще толком и не нашедшая практического применения, вызывает и сомнения. Как найти свободные диапазоны радиочастот (причем достаточной «ширины»)? Каким образом можно заставить использовать WiMAX операторов, если они уже обладают значительной проводной или кабельной инфраструктурой, а также Ethernet и Wi-Fi? Воспользуются ли они новой технологией только потому что «она хорошая»? Обладает ли WiMAX набором законченных приложений, в которых существовала бы сегодня необходимость? Будет ли преемственность между разными вариантами IEEE 802.16 (т.е. от «а» до «е» и далее к уже упоминаемым в прессе IEEE 802.20 или 802.22), чтобы получить настоящую мобильность? Как будет организовано межсетевое взаимодействие, включая роуминг, если сети работают в разных диапазонах, включая самые экзотические (к примеру, 66 ГГц)? Что будет с индустрией абонентских терминалов? И что, наконец, что скажут международные радиочастотные органы, имеющие сегодня поддержку ведущих сотовых операторов, на такую инициативу «сбоку»? Несомненно одно – складывающаяся ситуация заставит таки эти органы пошевелиться. Но приведет ли это к какому-нибудь результату и как быстро?

Вот уже почти 10 лет идет борьба вокруг IP-телефонии и, следует ожидать, что ситуация с WiMAX будет схожей – ведь и там и тут производители-компьютерщики «наступают на мозоли» традиционным производителям-связистам. Быть может, в результате от WiMAX останется WiMED (в смысле MEDIUM), а то и какой-нибудь WiMinimum, но это будет революционная смена концепции развития подвижной связи, поддержанная мировым телекоммуникационным сообществом. А ведь это тоже дорого стоит.

Конечно, существует ряд областей промышленности, в которых использование WiMAX не только возможно, но и не имеет альтернативы (к примеру, предприятия добывающей отрасли или «телекоммуникационно-недоразвитые» регионы). Но следует иметь в виду опыт сотовой связи, когда разработки чрезвычайно перспективных когда-то систем 3G не увенчались таким же безоговорочным (но так разрекламированным) успехом, как это произошло с системами 2G (GSM и cdma2000). И во многом проблема заключалась в потребителе и извечных вопросах – кому все это нужно и за какие собственно деньги?

Как представляется, развитие WLAN любой природы, безусловно, выгодно тем, кто производит соответствующие «чипы» - они-то выигрывают в любом случае, но всем остальным предстоит выстраивать национальную политику регулирования, разрабатывать бизнес-модели, выбирать наиболее перспективное оборудование и многое-многое другое. Конечно, нужно тестировать новые сети и пр. и пр. А пока еще не умерли сети Wi-Fi, следует заниматься и ими, ибо в их взаимодействии во многом и появятся идеи, которые в будущем помогут широкому внедрению WiMAX (если к тому времени не появится что-то еще более новое).

Следует заметить, что далеко не всем новым телекоммуникационным технологиям удается прожить долгую и счастливую жизнь жизнь в соответствии с зависимостями, приведенными ниже на рисунке.

Примеры технологических циклов «жизни» оборудования связи.

Частным (но на самом деле довольно рядовым) случаем являются зависимости для технологий C и D, которые можно было бы назвать «смерть на взлете». Дело в том, что довольно часто конкурирующие новейшие технологии начинают развиваться параллельно. Однако, как правило, в какой-то момент из них остается только одна: остальные лишаются моральной и экономической поддержки по разным причинам (например, из-за отсутствия должной стандартизации или недостаточной проработки производства).

Одна из народных мудростей индейцев Дакоты гласит: "Если ты обнаружил, что твоя лошадь сдохла - слезай с нее". Но лошадка Wi-Fi еще молода, но начала свой уверенный бег, а вот что касается других более новых технологий, то, как представляется, для них-то опасность забвения гораздо больше. Поэтому на сегодня должны быть осознаны две вещи:

- «Выброс» оборудования WiMAX на рынок не должен быть бессистемным в смысле подкрепления всеобъемлющей (и обязательно международной) концепцией смены парадигмы мобильной связи (с рабочими полосами радиочастот, приложениями, межсетевым взаимодействием и пр. и пр.), иначе все это «до боли» будет напоминать известную разработку сотовых систем 3G «имени лебедя, рака и щуки». В смысле же сбыта, очевидно, системность там как раз есть.

- Под революционные идеи должны быть воспитаны революционные массы, которые будут ими пользоваться. Да и революционная ситуация должна возникнуть по известной формуле типа «верхи не могут, а низы не хотят». Быть может, где-то далеко «верхи» действительно уже не могут, а «низам» уже совсем невмоготу от доступа Wi-Fi и пр., но будет ли бизнес при копировании зарубежного опыта (никто ведь не доказал пока, что он там уже есть)?

Вообще-то любая перестройка (как, впрочем и хороший экспромт) должна заранее готовиться, чтобы не привести к противоположным результатам. Помнится, лет этак 15 назад по ТВ транслировался концерт эстрадных звезд с участием отдельных весьма известных зарубежных представителей, коих до той поры увидеть в СССР не было никакой возможности. Наши были все те же, что и сейчас (кроме, быть может, пары-тройки тех, что позже занялись продюсерством), выступать в такой компании было для них действительно круто и все были на подъеме. Да и концерт, в общем, удался, поскольку проходил под лозунгом борьбы за мир и дружбу, за которые мы всегда боролись особенно сильно. По окончании последнего номера, который исполнял зарубежный гость, последний крикнул в зал, - Мир! – и вышедшие из-за кулис артисты (наши и не наши) подхватили, – Мир! Мир! Мир! Включившие в тот момент телевизор должны были получить, как ныне говорят, «сильный драйв», увидев, как по центральному каналу в нашей тогда еще во многом пуританской стране множество знакомых ему людей со странным выражением на лицах хором кричат все указанное выше по-английски…

Засучим рукава

Когда ж придет дележки час,

Не нас калач ржаной поманит,

И рай настанет не для нас,

Зато Офелия всех нас помянет.

Рынок имеет свои объективные законы и субъективные национальные особенности. По характеру развития российский рынок беспроводных технологий отчасти повторяет историю проникновения сотовой связи. Во многом коммерческая сотовая связь появилась в России потому, что ею уже пользовались приезжающие иностранцы, которым нужно было обеспечить привычный телекоммуникационный комфорт. Это заставило, во-первых, разрешить саму публичную сотовую связь, а потом заняться строительством базовых станций и изучать возможности развития бизнеса на примере западных стран. То же самое наблюдается сегодня с сетями Wi-Fi. Тем более, что у них будут точки соприкосновения с сотовыми операторами.

Жизнь такова, что рынку Wi-Fi предстоит консолидация. Следует предположить, что из множества компаний – операторов Wi-Fi останется лишь некоторая часть, эффективно решившая вопросы биллинга, тарифов, роуминга, региональной политики, CRM и пр. и пр., включая главный вопрос – получение прибыли. Собственно, сотовых операторов тоже было когда-то много. Точно также много было когда-то сервис-провайдеров Интернет, а потом большинство из них сгруппировалось вокруг операторов фиксированной связи.

Специалисты отмечают, что рынок Wi-Fi в России характеризуется рядом существенных отличий от Запада, которые препятствуют простому копированию зарубежных бизнес-моделей. Так, на Западе средства в создание хот-спотов вкладывают либо инвесторы, либо сами компании – владельцы потенциально интересных объектов: бизнес-центров, ресторанов, отелей и пр., приобретая по завершению проекта права на эксплуатацию беспроводной сети. Стоимость инфраструктуры Wi-Fi относительно невысока, возможность подключения частного пользователя позволяют за относительно непродолжительный период (где-то за 1 год) выйти владельцу точки доступа на самоокупаемость. Соответственно, предоставлением услуг доступа в Интернет, поддержкой пользователей и «мантрами» для воздействия на потребительскую аудиторию занимается сам владелец объекта. То есть Wi-Fi - это, прежде всего, стимул для развития его бизнеса, а не бизнеса оператора связи.

В России в подавляющем большинстве проектов оператор – «и жнец, и швец и на дуде игрец», т.е. является как инициатором, так и техническим исполнителем проектов. Он развертывает за свой счет хот-спот, обеспечивает его подключение к Интернету, получает разрешение на радиочастоты и на эксплуатацию, а потом сам этот хот-спот обслуживает, реализует продажу карточек и другие действия для организации расчетов, а также регулярно занимается «ритуальными танцами» с потенциальными пользователями, пытаясь обучить своих продавцов продавать то, чему пока нигде не учат. Разумеется, для крупных операторов связи, обладающими собственной сетевой инфраструктурой, затраты на создание сетей Wi-Fi являются сравнительно небольшими. Вообще-то они могут предложить в общем пакете и другие услуги связи, что может быть не менее интересным.

Сегодня в России владельцы потенциальных объектов тоже пытаются самостоятельно развертывать хот-споты, однако подчас не имеют:

- лицензии на предоставление услуг телематических служб и передачи данных;

- возможности получить частотные разрешения необходимые на установку каждого хот-спота;

- технических средств для подключения к другим сетям связи с учетом обеспечения качества обслуживания (скорости доступа, мониторинг, ЭМС и пр.);

- возможности и персонала для осуществления поддержки и эксплуатации оборудования;

- а также представления о том, что все вышеперечисленное необходимо.

Вывод таков: наиболее эффективной будет все-таки совместная работа владельцев объектов и операторов связи, что в реальной жизни и наблюдается.

Какие «подводные камни» могут еще встретиться на пути оператора Wi-Fi? Мало сделать беспроводную сеть на объекте – ее еще нужно подключить к Интернету, причем с весьма высокой скоростью. И даже если удалось что-либо подключить сегодня (а вдруг это всего лишь 64 кбит/с?), завтра может понадобиться гораздо большая скорость, если ваша услуга вдруг «пошла». Далеко не всем операторам удается решить эту проблему, и если вам сегодня удалось получить линию ADSL и 1 Мбит/с, то откуда, к примеру, завтра взять 54 Мбит/с? То есть отсутствие технической возможности поддерживать качественное обслуживание большого числа пользователей с ростом генерируемой ими нагрузки – вполне реальная угроза всему предприятию.

Для качественного охвата связью обслуживаемого объекта нужно обеспечить надежное покрытие, что связано с количеством базовых станций (точек доступа), внешними помехами и пр. Для соединения точек доступа нужно построить высокоскоростную локальную сеть по всем этажам и офисам, а потом, как мы только что говорили, подключить ее к какой-нибудь «серьезной» сети. Проблем тут может быть немало. Ну не любят, к примеру, отели, когда вы ковыряете им стены во имя размещения беспроводной сети.

Часто бизнес-модель предусматривает бесплатный беспроводный доступ в хот-спотах. Следует предположить, что иллюзия бесплатного доступа – это отнюдь не бесплатный сыр в известном месте, поскольку:

- за трафик, потребленный посетителем, оператору связи все равно кто-нибудь платит (обычно - владелец объекта, как правило, имеющий представление о деньгах);

- свои затраты владелец объекта компенсирует за счет увеличения стоимости других услуг (например, за счет аренды помещения в бизнес-центре или блюд меню в ресторане);

- по мере роста трафика, генерируемого пользователями (например, они вместо электронной почты начнут в массовом порядке «качать» фильмы), бизнес-модель «бесплатного доступа» подвергнется серьезным испытаниям.

Главный же вопрос заключается в том, найдет ли Wi-Fi массового потребителя помимо фанатов Интернета. Ведь в рамках общества потребления, модель которого мы приняли вместо модели развитого социализма, всегда существует желание превратить пользователя в ходячую покупательную способность. Осталось лишь заинтересовать на объектах Wi-Fi побольше субъектов с ноутбуками. И хочется верить, что последние помянут таки оператора добрым словом.

… и несколько штрихов на прощание

Пока не грянула пора

Нам отправляться понемногу,

Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки, ей-богу.

Итак, чем можно «зацепить» мобильного пользователя? На основе опроса 4,5 тысяч человек в 13 странах, проведенного пару лет назад консалтинговой компанией A. T. Kearney и Институтом менеджмента Judge при Кембриджском университете выяснено, что наибольший интерес пользователи проявляют к мобильным играм, электронной почте, передаче фотографий, музыки и новостным сообщениям. Ну что же, владельцы ноутбуков и наладонников – тоже мобильные пользователи и ничто человеческое им не чуждо. Очевидно, безоговорочный успех придет к Wi-Fi, когда беспроводный broadband создаст новый стиль жизни подобно тому, как это когда-то произошло с передачей голоса в сотовой связи. Именно тогда пошли анекдоты по «новых русских» в театре и пр.

Вот как выглядят ключевые факторы успеха бизнеса Wi-Fi по мнению компании Cisco Systems.

Однако пока все выглядит так прекрасно и обнадеживающе, расслабляться все-таки не стоит. Нужно консолидироваться, интегрироваться и строить новую реальность.

К сожалению, многие преимущества использования беспроводных сетей на территории РФ подчас тормозятся нашей законодательной базой - трудностями лицензирования, получения разрешений на использование аппаратуры связи и т.д. Облегчение процедуры регистрации и получения разрешений на строительство беспроводных сетей передачи данных могло бы придать импульс развитию новых услуг связи. Информированные источники сообщают, что уже где-то рядом находится пакет нормативных документов по регулированию отечественной отрасли связи. Ах, если бы… (ну вы понимаете).

А тем временем аналитическая компания Forrester опубликовала прогноз развития рынка беспроводных локальных сетей на следующие несколько лет. Главный вывод, который содержится в этом документе – затраты на создание и развитие публичных Wi-Fi-сетей неоправданно велики, в результате чего в скором времени бум беспроводных сетей может закончиться жестоким крахом. Аналитики Forrester проводят аналогии с крахом Интернет-проектов («доткомов») в 2000-2001 годах после бурных инвестиций в так называемую "новую экономику", проводившихся в конце 90-х годов прошлого века. Причина возможного краха в том, что количество Wi-Fi-устройств растет достаточно медленно – так, в Европе к 2008 г. их, по мнению Forrester, будет всего около 53 млн., и всего лишь 7,7 млн. их владельцев будут согласны платить за беспроводный доступ в Интернет. Т.е. количество реальных пользователей будет намного меньше того, что сейчас запланировано, а затраты на создание хот-спотов просто не окупятся.

Ну а теперь немного бальзама - по другим прогнозам выручка на один хот-спот в США составит от $8 тыс./год в 2004г. до $60 тыс./год через каких-то пять лет. В общем, есть о чем подумать, открывая такой резервуар с сокровищами. Главное, чтобы не найти там табличку с надписью: «Этимъ полукресломъ мастер Гамбсъ начинаетъ новую партiю мебели».

Голышко А.В. – главный эксперт «Комстар – Объединенные Телесистемы»
Источник: Сотовик.ru

 

Родственные ссылки

» Другие статьи раздела
» Технологии

» Эта статья от пользователя
» Связист


» Самые читаемые статьи из раздела Технологии:
--Описание потока Е1
--Мобильные видеоформаты. Часть 3
--Фрисби – Интернет на тарелке
--Интернет через сотовый телефон
--Интернет через спутник: доступно каждому!
--ЧТО ТАКОЕ IP-ТЕЛЕФОНИЯ ?
--Введение в сети следующего поколения NGN
--ОПИСАНИЕ СТАНДАРТА DECT
--Технология АТМ
--ОПИСАНИЕ СТАНДАРТА "CDMA"

» Последние статьи раздела Технологии:
--Близкий контакт: на что ваш смартфон способен с NFC
--POST-коды в смартфоне? — уже реальность
--Какие революционные сервисы получат абоненты в сетях 5G
--Уязвимость в 4G/LTE позволяет подслушивать ваши разговоры, читать смс
--Новые спецификации USB-C позволят отказаться от аудиогнезда 3,5 мм
--Принят стандарт IEEE 802.3bz: 5-Гбит/с Ethernet без замены кабелей
--Передовые технологии NetApp и Cisco на конференции КРОК Поволжье
--КРОК Поволжье и EMC презентовали новаторские ИТ-технологии
--Фирма ДатаРадио представляет новый радиомодем Спектр 9600GM
--Будущие модели IPhone будут поддерживать сеть 4G China Mobile.

¤ Перевести статью в страницу для печати

¤ Послать эту cтатью другу


нижняя реклама

MyArticles 0.0.4a for e-xoops: by E-Xoops.ru

Объявления по теме
Новые предприятия в каталоге
  KenigSmart - продажа телефонов, планшетов, аксессуаров
  ЗАО «Электропровод»
  КВАДРО-ТЕЛЕКОМ М
  ООО "ЮгСвязьПроект"
  Smarttec
  Чехлы для телефонов под заказ
  ПРОМИНВЕСТ



Знаете ли вы что...
Заказав дополнительную услугу "Прямой вызов с задержкой", или "Детский звонок", как называют ее в народе, вы дадите возможность своему ребенку звонить вам на любой телефонный номер, избавив его от необходимости запоминать или записывать его? Подробнее...
Заказав услугу "Ожидание вызова", или "Уведомление о входящем звонке", вы никогда не пропустите важный звонок, даже подолгу болтая по телефону с друзьями! Подробнее...
Воспользовавшись Безусловной переадресацией вы никогда не пропустите долгожданный звонок даже если вам нужно уйти из дома или офиса! Достаточно активировать переадресацию вызовов на мобильный или любой другой телефон, даже междугородный. Подробнее...
Когда абонент, которому вы звоните долгое время занят, вы можете поручить своей АТС самой до него дозваниваться. Для этого, всего лишь, нужно активировать услугу Вызов занятого абонента Подробнее...
Ограничение исходящей связи обезопасит ваш кошелек от лишних расходов, если вы надолго оставляете свой телефон без присмотра. Благодаря этой услуге, никто не сможет позвонить по межгороду с вашего телефона! Подробнее...
При перепечатке материалов гиперссылка на "Связист" обязательна!
© "Связист" 2001-


www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев