Связь сокращает расстояния!
ВАШУ РЕКЛАМУ НА ЭТОМ МЕСТЕ УВИДЯТ СОТНИ ЧЕЛОВЕК ЗА ДЕНЬ!
Регистрация
Поиск по сайту
Главное меню
Главная
Сайты партнеров
Архив файлов
Добавить файл
Популярные
Рейтинг

Междугородные коды
Новости
Добавить новость
Архив
Тематика

Обратная связь
Связь
Права
Ссылки

Международные коды
Объявления
Рекламодателям
Опросы
Словарь
Добавить термин
Добавить запрос

Форум
Обновления
Популярные темы
Активные темы

ЧаВо(FAQ)
Связь в фотографиях
Добавить
Популярные
Рейтинг

Статьи
Добавить статью
Архив

Каталог ссылок
Добавить
Популярные
Рейтинг

Каталог предприятий
Добавить предприятие

Исследования
Тендеры
Справочная информация
Дополнительные услуги на АТС
Междугородные коды
Международные коды
Связист - Публикации
История сотовой связи
История связи Нижнего Новгорода
История проводной связи
История телефонных компаний
Телефонный этикет
Сотовые телефоны
Инженерные коды
Радиотелефоны
Проводные телефоны
Обзоры телефонов
Описание технологий
АОН
Нормативные документы
Аналитика
Авторам
Прислать статью
Прислать новость
Показать / Спрятать
 
Показать / Спрятать
Аналитика :

Либерализация дальней связи: год спустя

 Отправил: Связист. Дата публикации: 24.4.07 14:32 (Прочитали: 2280)

С момента официального начала демонополизации рынка дальней связи прошло немногим более года. Как из рога изобилия, посыпались лицензиаты – лишь единицы добрались до коммерческого предоставления услуг. Сектор развивается вполне предсказуемо, оставляя, однако, место разным оценкам, прогнозам и даже сюрпризам.

Двадцать две компании заявили о своем намерении предоставлять услуги МГ/МНсвязи, получили лицензии и приступили к строительству магистральных сетей, установке узлов коммутации во всех регионах России, заключению необходимых договоров о взаимодействии с зоновыми операторами и сдаче построенных сетей комиссии Россвязьнадзора. И некоторые из них этот процесс уже завершили.



Как и ожидалось, первой получила префиксы доступа и начала предоставлять услуги МГ/МН-связи конечным потребителям компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ). Несмотря на то что основная масса пользователей услуг дальней связи – это абоненты холдинга «Связьинвест», доходы компании от дальней связи в 2006 г. составили порядка $100 млн. Результат достаточно позитивный, особенно если учесть объем проблем, с которыми пришлось столкнуться МТТ при организации услуг МГ/МН-связи – обеспечение доступа абонентов к зоновой связи, интеллектуальным услугам, подключение к услугам МТТ частных лиц и др. Поэтому и появились экзотические на первый взгляд договоры франчайзинга, услуги по виртуальной карте и т.д. Однако за прошедший год МТТ сформировал самое главное – базовую конструкцию системы управления предоставлением услуг МГ/МН-связи, причем не только корпоративным клиентам, но и частным лицам. Безусловно, второй, достаточно консервативный сегмент рынка требует существенных инвестиций в организацию бизнес-процесса и «раскрутку» услуги. Но вместе с тем клиентская база определяет коммерческую стабильность телекоммуникационной компании, так что в перспективе эти вложения оправданны. Кроме того, узнаваемость компании у массового потребителя может стать для МТТ источником дополнительных инвестиций на фондовом рынке.

Прошедший год не только подтвердил намерения по завоеванию рынка дальней связи крупных альтернативных операторов – «Голден Телеком», «ТрансТелеКом», «Эквант», но и представил этому рынку неожиданных игроков:
  • «Арктел» (известный «карточный» IPоператор) принял смелое решение о строительстве собственной сети с привлечением значительных инвестиций;
  • «Сумма Телеком» (созданная в 2005 г.) получила от «Транснефти» инвестиции порядка $100 млн и возможность использовать волоконно-оптическую сеть нефтяного гиганта и имеет неплохие шансы стать третьим магистральным оператором.
В целом, несмотря на значительное число выданных лицензий МГ/МН-связи (свидетельство интереса к этому виду бизнеса), темпы реального вхождения операторов в рынок дальней связи невысоки. И причин тому несколько:
  • многие операторы уже реально предоставляют услуги МГ/МН-связи;
  • организационно-технологические сложности при решении всего комплекса задач, связанных с выходом на этот рынок;
  • взаимоисключающие заявления высших чиновников смежных отраслей (МЭРТ и Мининформсвязи) о дальнейшей судьбе «Связьинвеста». В частности, образование телекоммуникационного гиганта – единой операционной компании «Связьинвест», как предлагает МЭРТ, делает нецелесообразным появление новых конкурентных операторов дальней связи.

Настоящие конкуренты

С конца 90-х годов на рынке услуг МГ/МН-связи сложилась достаточно любопытная ситуация. Названные услуги помимо национального оператора «Ростелеком» предоставляют практически сотни операторов фиксированной и мобильной связи. Причем сюда относятся как операторы сети общего пользования (МРК «Связьинвеста»), так и альтернативные, «карточные» операторы, которые, используя полученные ранее лицензии на передачу голосовой информации в сети передачи данных и услуги телематических служб, успешно развивают данный сегмент рынка. Следовательно, на деле либерализация рынка дальней связи началась около десяти лет назад при появлении в России интернет-телефонии и регламентирующих документов на выдачу лицензий. При этом к альтернативным операторам не предъявлялось требований по построению сети дальней связи, получению префиксов доступа, заключению договоров с операторами зоновой связи и т.д. А абоненту, для того чтобы сделать МГ/МН-звонок, достаточно с обычного телефона набрать местный номер и соединиться с узлом передачи речевой информации оператора, от которого вызов по IP-протоколу передается на телефон в другом городе или за рубежом.

Следует отметить, что, несмотря на вводимые для IP-операторов ограничения (необходимость получения лицензии на дальнюю связь и подключения к междугородному узлу для передачи голосового трафика), на рынке продолжают успешно функционировать сотни IP-провайдеров, ежемесячно продающих около 10 млн телефонных карт и обеспечивающих пропуск более 15% голосового трафика. При этом тарифы на некоторых направлениях у них ниже тарифов недавнего монополиста в 3–20 раз (например, минута разговора с Китаем из Москвы стоит у IP-операторов от 0,6 до 1 руб. и минимум 20 руб. у «Ростелекома»). Это и есть настоящие конкуренты «Ростелекома», которые адаптируются к новым условиям телекоммуникационного рынка (получают лицензии, создают агентские сети операторов дальней связи на приемлемых условиях и т.д.).

Фактически вокруг «Ростелекома» наросло множество мелких компаний-паразитов, которые демпинговали в борьбе за абонента, разрушая тем самым клиентскую базу и при этом практически ничего не вкладывая в развитие сети общего пользования. Поэтому темпы освоения рынка дальней связи новоиспеченными операторами не совпадают с прогнозами.

Вместе с тем ожидаемые продажи бизнеса IP-операторов были крайне незначительны, одна из наиболее существенных – покупка «Ростелекомом» «карточного» оператора «Зебра Телеком». Именно на поле борьбы с альтернативными «карточными» операторами должны бы быть сосредоточены основные усилия компаний «Связьинвеста», а на деле наблюдается в основном борьба МРК и «Ростелекома» – за перераспределение доходов от клиентской базы «Связьинвеста».

Позиции основного игрока

Как и ожидалось, в прошедшем году «Ростелеком» сохранил свое доминирующее положение на рынке дальней связи. Никаких стратегических перемен в компании не произошло, за исключением того, что стоимость ее обыкновенных акций в течение года выросла почти в 3 раза и достигла к концу 2006 г. 200 руб. (год назад – 70 руб.). Несмотря на дружные заявления аналитиков, что рост стоимости акций носит спекулятивный характер, акции скупались (в основном инвестиционным банком «КИТ Финанс»). Казалось, приобретать акции по финансовым соображениям нелогично: «Ростелеком» уже не монополист на рынке дальней связи, прибыль из-за новых правил взаимодействия упала вдвое, и тем не менее в первый год либерализации «Ростелеком» показал на фондовом рынке рекордно парадоксальные результаты.

Практически незамеченным осталось еще одно событие: «Ростелеком» попал в международный рейтинг MSCI, используемый для выбора объекта инвестиций консервативными инвесторами, в частности пенсионными фондами.

Как уже отмечалось, «Ростелеком» несколько лет ведет острую конкурентную борьбу за клиента с альтернативными операторами, в первую очередь в Московском регионе. Их демпинговая тарифная политика, гибкость и оперативность в принятии решений, наличие дилерских сетей с широкими возможностями вызывают отток клиентов, прежде всего малого и среднего бизнеса, от «Ростелекома».

Развитие сотовой связи также приводит к снижению темпов прироста междугородного обмена по сетям фиксированной связи. Вслед за пейджинговой связью жертвами бурного роста сотовиков стали таксофонная сеть (в Москве она сократилась втрое), в том числе междугородные таксофоны и переговорные пункты. Никакое совершенствование таксофонов (добавление функций выхода в Интернет, отправки SMS-сообщений, использование единой таксофонной карты) не в состоянии остановить процесс «усыхания» таксофонного парка.

В 2006 г. «Ростелеком» последовательно проводил политику приближения к конечным пользователям. Распространяя опыт московского филиала ММТ на всю территорию России, филиалы «Ростелекома» открывают в регионах центры продаж и обслуживания клиентов, где они могут получить полный комплекс сервиса – от заключения договора на необходимый пакет услуг до разбора претензий по выставленному счету (в течение года открыто 44 центра). В Москве такие центры создаются вместо низкорентабельных переговорных пунктов.

Вместе с тем привлечения серьезных технологических ресурсов требуют создание в филиалах «Ростелекома» системы расчетов с абонентами за предоставленные услуги, организация продажи услуг дальней связи, сопровождение биллинга (адресные картотеки), выставление и доставка счетов, сбор платежей и т.д. Если в московском филиале ММТ такая система функционирует в течение многих лет, то в региональных филиалах этот бизнес-процесс только формируется.

Прогноз на год второй

В наступившем году, вероятно, получат префиксы доступа и начнут предоставлять услуги МГ/МН-связи, наряду с МТТ и «Голден Телекомом», еще по меньшей мере две компании. Вместе с тем, думается, основными клиентами новых компаний дальней связи, вышедших на рынок в 2007 г., будут юридические лица, при этом, возможно, произойдет передел рынка корпоративных пользователей.

Конечно, 22 оператора, реально предоставляющие услуги дальней связи, – это много и для такой большой страны, как Россия, даже с учетом того, что в это число входят и мобильные операторы. Создание инфраструктуры для такого оператора предусматривает значительные (от $100 млн) инвестиции: на строительство каналов магистральной сети, 88 узлов коммутации, четырех международных узлов, семи междугородных транзитных узлов, системы биллинга, системы управления сетью, взаиморасчетов с абонентами и т.д. Если хотя бы треть лицензиатов пройдет все этапы строительства сети дальней связи, это будет очень хорошим результатом, но окупаемость проектов при этом потребует дополнительного исследования.

Альтернативные операторы, в первую очередь IP-провайдеры, в ближайшие годдва потеряют выданные лицензии МГ/МНсвязи в связи с окончанием срока их действия, что потребует от них принятия ответственных решений (о слиянии, продаже, ликвидации и т.д.).

Вызывает большие сомнения практическая реализация предложения МЭРТ о преобразовании «Связьинвеста» в единую операционную компанию, ведь в конечном итоге цель нашей страны – вхождение в ВТО и обеспечение свободной торговли.

В таких условиях в ближайший год наиболее стабильными представляются позиции МРК «Связьинвеста». Это определяется рядом обстоятельств:
  • наличием «последней мили» до абонента;
  • новыми тарифными условиями, включая повременный учет стоимости разговоров для частных клиентов;
  • действующими механизмами взаимодействия с операторами и клиентами, определяемыми регламентирующими документами;
  • внедрением новейших технологий, в частности цифрового телевидения, Интернета, основанных на широкополосном доступе и «последней миле»;
  • появлением в управлении компаниями нового эффективного игрока – «Системы Телеком», купившей через свое дочернее предприятие блокирующий пакет акций «Связьинвеста».

В целом «Ростелеком», функционируя в составе холдинга «Связьинвест», в ближайшие годы сохранит доминирующее положение на рынке дальней связи (в настоящее время он пропускает порядка 70% МГ/МНтрафика). Ареной конкурентной борьбы в наступившем году станут корпоративные клиенты, а физические лица в основной своей массе по-прежнему будут получать услуги дальней связи в компаниях «Связьинвеста». Однако в дальнейшем, если новые операторы дальней связи сформируют правильные маркетинговые стратегии и будут проводить адекватные рекламные кампании, а рыночная ориентация «Ростелекома» будет недостаточно динамичной, предпочтения клиентской базы (как юридических, так и физических лиц) могут измениться.-

Кстати, термин «дальняя связь» использовался в недавнем прошлом в основном при упоминании аппаратуры дальней связи, а отнюдь не в названии услуги междугородной/международной связи

Нельзя утверждать, что либерализация дальней связи обеспечила привлечение инвестиций в телекоммуникационную отрасль. Однако благоприятная рыночная конъюнктура, высокие прибыли сырьевых отраслей и неожиданные сценарии возможного развития «Связьинвеста» «раскручивают» капитализацию компаний фиксированной связи (стоимость акций «Связьинвеста» в 2006 г. выросла на 50% – до $7 млрд).

В последние годы в некоторых странах Европы (Италия, Великобритания) неожиданно возросло число частных переговорных пунктов, рассчитанных на эмигрантскую среду. Дело в том, что грамотные решения на уровне высших чиновников (льготные условия кредитования для частных лиц, льготные тарифы по расчетам с операторами) позволили заинтересовать малый бизнес и создать новые рабочие места, снизить социальную напряженность в обществе, привлекая клиентов низкими тарифами.

Источник: ИКС

 

Родственные ссылки

» Другие статьи раздела
» Аналитика

» Эта статья от пользователя
» Связист


» Самые читаемые статьи из раздела Аналитика:
--Российские производители оборудования связи
--Алексей Рокотян: Роста цен на магистральные каналы не будет
--Борьба с конкурентами - есть ли предел?
--«Ростелеком»: еще полгода монополии
--Реальное проникновение мобильной связи в России
--Ахилесова пята RUнета
--Парки IT-периода
--IP-операторы подтянут тарифы под "Ростелеком" и МТТ
--МТС обзавелись "Большим Братом"
--Реформа связи: сделан очередной шаг

» Последние статьи раздела Аналитика:
--Как превратить входящие телефонные звонки в прибыльные сделки
--Антикризисные задачи для IT
--Национальная безопасность в ИТ: задачи и перспективы
--Сотовая связь в регионах: тарифы тарифам рознь
--Контент по расчету
--Растворение "Скай Линка"
--Интернет с восточным акцентом
--Абоненты не хотят играть в тройную игру
--Абоненты не хотят играть в тройную игру
--Домовые сети уходят со связи

¤ Перевести статью в страницу для печати

¤ Послать эту cтатью другу


нижняя реклама

MyArticles 0.0.4a for e-xoops: by E-Xoops.ru

Объявления по теме
Новые предприятия в каталоге
  KenigSmart - продажа телефонов, планшетов, аксессуаров
  ЗАО «Электропровод»
  КВАДРО-ТЕЛЕКОМ М
  ООО "ЮгСвязьПроект"
  Smarttec
  Чехлы для телефонов под заказ
  ПРОМИНВЕСТ



Знаете ли вы что...
Заказав дополнительную услугу "Прямой вызов с задержкой", или "Детский звонок", как называют ее в народе, вы дадите возможность своему ребенку звонить вам на любой телефонный номер, избавив его от необходимости запоминать или записывать его? Подробнее...
Заказав услугу "Ожидание вызова", или "Уведомление о входящем звонке", вы никогда не пропустите важный звонок, даже подолгу болтая по телефону с друзьями! Подробнее...
Воспользовавшись Безусловной переадресацией вы никогда не пропустите долгожданный звонок даже если вам нужно уйти из дома или офиса! Достаточно активировать переадресацию вызовов на мобильный или любой другой телефон, даже междугородный. Подробнее...
Когда абонент, которому вы звоните долгое время занят, вы можете поручить своей АТС самой до него дозваниваться. Для этого, всего лишь, нужно активировать услугу Вызов занятого абонента Подробнее...
Ограничение исходящей связи обезопасит ваш кошелек от лишних расходов, если вы надолго оставляете свой телефон без присмотра. Благодаря этой услуге, никто не сможет позвонить по межгороду с вашего телефона! Подробнее...
При перепечатке материалов гиперссылка на "Связист" обязательна!
© "Связист" 2001-


www.NNOV.ru - Сайт для нижегородцев